Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1215 of 1766 
Next page End  

Большинство исслед. в области С. исходят из предложенной А. Маслоу иерархической модели
челов. потребностей. Согласно Маслоу, существует 5 уровней челов. потребностей: базовые физиолог.
потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности, потребности в оценке и
потребности в С. Т. Робертс, опираясь на анализ последних работ Маслоу, высказывает предположение
об имплицитно существующем шестом уровне потребностей — потребности превзойти себя (need for
self-transcendence).
Люди стремятся не быть просто «нормальными», они стремятся быть исключительными. Для
самоактуализирующихся людей характерно искреннее желание принести пользу человечеству; они
ведут себя более доброжелательно и дружелюбно, меньше озабочены собственными проблемами и
вступают в более близкие взаимоотношения по сравнению с несамоактуализирующимися людьми.
Самоактуализирующиеся люди демонстрируют стойкую веру в демократические принципы, при этом
разборчиво подходя к выбору близких друзей.
Самоактуализирующиеся люди более склонны к творчеству, чем другие. Такие люди выходят за
границы родной культуры и становятся частью мировой культуры, проповедующей универсальные
ценности.
Осн. недостаток теории Маслоу заключается в том, что он использовал для исслед.
специфических испытуемых, а не случайно отобранных репрезентантов общей популяции. Так же, он
придерживался феноменологического подхода. Такой подход снабжает исследователя ценным и
богатым материалом, однако получаемые при этом данные не позволяют делать общих выводов.
Наиболее широко используемым инструментом для оценки С. стал стандартизированный
опросник Шострома. Опросник личной ориентации (Personal Orientation Inventory (POD)
Шострома
состоит из 12 субшкал: временная компетентность (time competence), внутренняя направленность (inner
directedness), ценность самоактуализации (self-actualizing value), экзистенциальность (existentiality),
сочувствующая реактивность (feeling reactivity), спонтанность (spontaneity), самоуважение (self-regard),
самопринятие (self-acceptance), природа человека (nature of man), синергия (synergy), принятие агрессии
(acceptance of aggression) и способность к близким контактам (capacity for intimate contact). Все шкалы
были разработаны на основе описаний Маслоу характеристик самоактуализирующихся людей.
См. также Оптимальное функционирование
Р. Г. Стенсруд
Самодетерминация (self-determination)
Психология как наука построена на допущении, что все поведение яв-ся закономерным, что оно
детерминировано нек-рым набором сложных, пусть даже не до конца понятных, сил. Это допущение
всегда рассматривалось как антитеза идее о свободе воли. Говорят, что люди не вольны побуждать себя
к чему-либо; они побуждаются силами, находящимися за пределами их контроля.
Этот вопрос оказывается своеобразным камнем преткновения. Чтобы быть наукой, психология
должна следовать допущению о детерминированности поведения и тем самым отрицать свободу воли,
поскольку воля подразумевает свободу от обусловленности. Однако понятие воли (в отличие от
свободы воли) не обязательно означает свободу от обусловленности; она может пониматься с т. зр.
способности людей до определенной степени самим определять собственное поведение, руководствуясь
при этом своими мыслями и чувствами. Исходя из этой т. зр., Деси предложил использовать термин
«воля» в связи с челов. способностью принимать решения о том, как себя вести, и использовать эти
решения в качестве причинных предпосылок своего поведения. С., добавляет он, включает в себя
процесс использования собственной воли; др. словами, она подразумевает процесс принятия решений о
том, как поступить. Этот процесс можно рассматривать как закономерность, поскольку принципы, на к-
рые опираются люди при совершении выбора, доступны научному изучению.
История воли. У. Джемс определял понятие воли через сознательное, произвольное поведение,
в основе к-рого лежит психич. образ желаемого рез-та. В первой четверти XX в. появление
бихевиоризма сместило фокус исслед. с идей, связанных с волей, совершенно в др. область. Все
поведение объяснялось теперь в терминах условных связей между стимулами и реакциями.
Эта т. зр. доминировала в психологии вплоть до 1950—60-х гг., когда стало стремительно
набирать силу когнитивное движение, представившее новую основу для повторного появления на
психол. сцене таких понятий, как воля, намерение и С. Однако недавние работы начали подчеркивать
важность аффекта и объединять познание и аффект в мотивационном анализе. Такой мотивационный
анализ обеспечивает основу для совр. представлений о С. и воле.
Hosted by uCoz