Семантический дифференциал (semantic differential)
С. д. был разраб. Ч. Э. Осгудом как измерительная процедура для оценки значений. Осгуд
предполагал, что значения слов могут изменяться в отношении довольно значительного, но
неизвестного количества измерений.
С. д. яв-ся стандартизованной процедурой извлечения тщательно продуманной выборки
размещений субъектом понятия (слова) по множеству континуумов. Типичным примером может быть
следующий вопрос: «Как бы вы оценили яблоко, используя для этого следующие шкалы? Где бы вы
поместили значение яблоко вдоль континуума, простирающегося между двумя указанными точками,
где оценка 1 или 7 означает чрезвычайно, 2 или 6 означает очень, 3 или 5 означает, скорее, хороший
(или плохой) и оценка 4 означает ни хороший, ни плохой или в равной степени хороший/плохой?»
Яблоко
Хороший ___-___-___-___ Плохой
Большой ___-___-___-___ Маленький
Активный ___-___-___-___ Пассивный и т. д.
Значения в семантическом пространстве обладают двумя важными свойствами: направлением от
средней точки каждой шкалы и удаленностью от начала каждой шкалы (что предположительно
свидетельствует об интенсивности значения).
Осгуд обнаружил, что семантическое пространство можно теоретически представить как
обладающее минимум тремя ортогональными измерениями: оценкой (напр., хорошийплохой),
активностью (напр., активныйпассивный) и силой (напр., большоймаленький). Т. о., С. д.
оказывается модифицированной формой контролируемых ассоциаций преим. посредством
использования процедур шкалирования и отбора самих оценочных шкал.
С. д. применялся в кросс-культурных исслед. значений при изучении развития значений у детей,
а тж для оценки настроений, эмоций и изменений личности в ходе психотер. (последнее оказывается
наиболее популярным в наше время).
См. также Когнитивная сложность, Измерение, Психолингвистика, Шкалирование
Р. А. Кашау
Семейная терапия (family therapy)
Описание семейной терапии
С. т. может быть охарактеризована как попытка модификации отношений в контексте семейной
системы. В С. т. симптоматическое поведение и проблемы рассматриваются как результат
неправильного взаимодействия, а не как индивидуальная характеристика того или иного члена семьи. Т.
о., для С. т. характерен интерперсональный, а не интрапсихический подход.
Эта системная теория с терапевтической т. зр. предлагает рассматривать семейный процесс как
такой, при к-ром каждый член семьи играет определенную роль в поддержании системы.
«Идентифицированный пациент» может рассматриваться в качестве «проблемы», но «причиной»
является сама дисфункциональная семейная система. Задача терапевта заключается в изменении
системы путем соотв. вмешательств. Существует много направлений, в рамках к-рых используются
различные техники, но общим для всех является принцип, согласно к рому проблему представляет
собой система, а не к.-л. ее отдельный элемент.
Систему образуют взаимозависимые элементы, обладающие взаимной каузальностью; их
динамическая связь обеспечивает относительную устойчивость системы во времени. Системы бывают
открытыми (т. е., обнаруживающими тенденции к континуальному развитию или претерпевающими
какие-то изменения) или закрытыми. Семья является открытой системой; пример закрытой системы
система парового отопления. Открытая система характеризуется тремя качествами: целостностью,
отношениями и эквифинальностью.
Целостность означает, что систему образуют взаимодействия, а не просто нек-рое количество
людей. Под отношениями понимаются взаимодействия в рамках системы: все происходящее в семье
между ее членами, их постоянные взаимодействия и повторяющиеся паттерны таких взаимодействий.
Эквифинальность это качество систем, благодаря к-рому они функционируют независимо от
первоначальных причин и могут изменяться под влиянием текущих факторов. Они не определяются
своими исходными параметрами.
|