Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1261 of 1766 
Next page End  

того, исслед. документально засвидетельствовали обстоятельства, способствующие появлению С.
Напр., С. сопутствует нек-рым формам шизофрении, а тж реакциям на нек-рые лекарственные
препараты.
Существует множество форм С., но намного более распространенными среди них, по-видимому,
яв-ся все же связи зрения и слуха. С. часто выглядит асимметричной, так что она может испытывать
световые впечатления как реакцию на звук, но не наоборот (т. е. не ощущает звуки как реакцию на
свет).
Синестетики существенно различаются по специфическим сцеплениям модальностей. Напр.,
один синестетик может воспринимать определенную гласную как зеленую, а др. может воспринимать
тот же звук как красный. Тем не менее синестетическая реакция не яв-ся полностью уникальной. Напр.,
мн. синестетики воспринимают темные цвета в ответ на низкие гласные звуки, а яркие цвета — на более
высокие гласные звуки.
Отдельные синестетики, похоже, довольно последовательны в своих реакциях при повторении
тестов. В одной из работ синестетиков просили выбрать цвет, вызываемый определенными буквами
алфавита; затем они были повторно протестированы через 24 часа и спустя один год. Испытуемые
оказались достаточно последовательными в своих выборах даже через год; испытуемые, не являющиеся
синестетиками, были заметно менее последовательными, даже при повторении тестирования через один
день. Сходная устойчивость реакций документально зафиксирована в др. случаях С., включая женщину,
к-рая показала сильную цветовую реакцию на слова, или мужчину, к-рый проявил сильную цветовую
реакцию на определенные музыкальные ноты. Последний из упомянутых синестетиков тж проявил
примечательную способность выучивать новые нотно-цветовые ассоц., позволяя предположить, что его
С. м. б. рез-том очень сильных кросс-модальных ассоциативных способностей; однако, что касается др.
синестетиков, исследователи выступают против объяснений этого явления на основе запомненных
ассоц.
Мн. синестетики вторят утверждению S., что их С. яв-ся и неодолимой, и спонтанной — они
определенно не могут произвольно отказаться от переживания данной синестетической реакции. Напр.,
одна женщина-синестетик проявляла сильные цветовые реакции в ответ на печатные буквы, и
испытывала сильные помехи при попытке прочесть буквы, напечатанные в цвете, отличающемся от тех
цветов, к-рые она спонтанно воспринимала при виде букв! Эта женщина-синестетик тж могла наз.
цвета, к-рые она воспринимала при предъявлении ей букв, напечатанных черным цветом, столь же
быстро, как она могла называть цвет отпечатанных кругов.
С. в своей полной форме встречается относительно редко. Большинство из нас не испытывают
ярких и непосредственных ощущений, к-рые яв-ся характеристиками С. Тем менее широкий диапазон
испытуемых действительно описывает себя как имеющих, по меньшей мере, нек-рый опыт С. Кроме
того, в ряде работ испытуемых просили выбрать цвета, к-рые подходят к определенным звукам, или
подобрать размеры, к-рые подходят к определенной высоте звука, и т. д. Сенсорные соответствия,
определенные в этих исслед., почти идентичны сенсорным сцеплениям, наблюдаемым синестетиками, а
это наводит на мысль, что лежащие в основе С. механизмы м. б. в действительности широко
распространены в популяции.
В недавних исслед. было досконально изучено то, как несинестетики воспринимают стимулы,
составленные из синестетически соотв. или несоответствующих признаков. Напр., и синестетики, и
несинестетики, видимо, сходятся в том, что яркие цвета соответствуют высоким звукам. Так,
испытуемым в одной работе предъявляли последовательность тонов, и они должны были нажимать на
одну кнопку, если звуковой тон был высоким, и на др., если тон был низким. Испытуемые сидели перед
компьютером, и окрашенная точка предъявлялась на экране одновременно с предъявлением тона. В
этом задании реакции были быстрее, если высокие тона сопровождались белой точкой, а низкие тона —
черной точкой. Реакции были неск. медленнее, если высокие тона сопровождались черной точкой, а
низкие — белой точкой. Реакции тж замедлялись, если цвет точки не зависел от высоты тона. Эти
паттерны в основном не изменялись в ходе практики в данной задаче и оставались такими же, даже если
испытуемые пытались специально фокусироваться именно на звуках. Все это возможно только в том
случае, если темнота имеет определенную связь в мозге испытуемого с низким звуковым тоном и т. д.
Более того, эти данные наводят на мысль, что данное кросс-модальное взаимодействие зрения и слуха
до нек-рой степени яв-ся обязательным — оно не изменяется практикой, практически не изменяется
инструкциями и служит источником интерференции даже в тех задачах, для к-рых цветовое пятно
фактически не служит релевантным признаком.
Откровенно говоря, остается по-прежнему много вопросов к подобным рез-там и на самом деле
Hosted by uCoz