В издании 1994 г. каталога Tests in print IV перечислено 40 англоязычных С. т. (нек-рые не вошли
в этот список). Однако подобные перечни яв-ся лишь верхушкой айсберга. Наряду со словарными
субтестами многочисленных интеллектуальных тестов и тестов достижений существуют еще
разнообразные вербальные тесты, к-рые сильно коррелируют со словарными, требуют знания слов и
измеряют во многом ту же самую функцию: словесные аналогии, синонимыантонимы, классиф. слов
и т. п.
С. т. обладают большой привлекательностью. Если бы можно было предположить, что все
респонденты выросли в одном и том же общем окружении и имели сходные возможности в пополнении
словарного запаса, оценки последнего в таком случае отражали бы способность. Однако большая часть
традиционного обучения нацелена на приобретение понятий в специфической области, поэтому
увеличение словарного запаса оказывается важным аспектом приобретения знаний. Словарный запас
яв-ся базовым компонентом для овладении навыками чтения и письма, а тж необходимой предпосылкой
различных форм интеллектуальных усилий.
Высокие интеркорреляции пунктов С. т. имеют следствием высокую надежность этих тестов,
измеренную как путем оценки внутренней согласованности, так и методом взаимозаменяемых форм.
Эмпирическая валидность С. т. в ситуациях, требующих интеллектуальных способностей, тж имеет
тенденцию быть высокой, поскольку мн. интеллектуальные действия почти синонимичны
оперированию вербальными понятиями.
См. также Меры интеллекта
Ф. ДюБуа
Словарный тест в картинках Пибоди (Peabody picture vocabulary test)
Тест Пибоди представляет собой 175-страничный буклет, каждая страница к-рого содержит 4 ил.
широко распростр. объектов, таких как игрушки, кухонные принадлежности и животные. Тест
проводится следующим образом: экзаменатор наз. стимульное слово (напр., «свеча») и просит
испытуемого показать или как-нибудь еще обозначить правильный ответ. Этот тест имеет широкий
диапазон измерений. Однако используемые в нем картинки не разделены границами, имеющими ясное
психол. истолкование. Тестируемый получает общий показатель в виде числа правильных ответов, к-
рый м. б. переведен в стандартный показатель, процентиль и, по желанию, в IQ.
Тест Пибоди отличает не только широкий диапазон измерений, но и многофункциональность. С
этим тестом могут с удовольствием работать даже дети с задержками развития. Его можно
рассматривать и как тест общего интеллекта на основании того, что (при сохранении постоянными
условий проведения) более сообразительные от природы дети, в целом, справляются с ним успешнее,
чем менее сообразительные. Тест имеет две формы. Показатели валидности и надежности считаются
достаточными для его индивидуального клинического применения, и этот тест часто используют в
сочетании с др. тестами, такими как тесты Векслера и Стэнфорд-Бине.
См. также Меры интеллекта
А. Симпкинс
Словарь профессий (dictionary of occupational titles, DOT)
Разраб. в 1939 г. Службой занятости Министерства труда США (U.S. Department of Labor's
Employment Service), С. п. предоставляет стандартизованную информ. о профессиях, являющуюся
полезным подспорьем для частных лиц и специалистов в процессе поиска работы. С. п. включает
чрезвычайно широкое разнообразие профессий в отношении всего спектра направлений, по к-рым
ведется трудоустройство службами занятости США.
Разделы словаря содержат описания примерно 40 000 профессий, охватывающие почти все виды
деятельности в экономике США. Поскольку он группирует профессии в рамках единой
классификационной системы, опирающейся на то, как различные виды деятельности связаны с их
задачами и требованиями, он оказывается чрезвычайно полезным в качестве инструмента
трудоустройства. Он помогает работникам отделов кадров сравнивать имеющиеся рабочие умения с
требованиями профессии.
Система представления информ. обладает множеством очень полезных свойств. С. п. может,
напр., определить задачи, к-рые, вероятно, придется выполнять работникам в конкретной профессии;
виды машин или инструментов, к-рые, вероятно, будут при этом использоваться; количество
|