сказывается на развитии ребенка. В последнее время отмечено возрождение интереса к
взаимоотношениям детей младенческого возраста, и мы уже располагаем некоторыми данными, к-рые
подтверждают включенность младенцев в процесс соц. обмена. Нам известно, что отношения со
сверстниками подвержены предсказуемым изменениям. Взрослое поведение может быть более
предсказуемым по сравнению с поведением младенца, но как только появляется возможность, младенец
действительно находит себе товарищей по играм. Правда, нам пока мало известно о том, как эти
взаимоотношения изменяют мир развивающегося ребенка.
Младенец. Традиционно исслед. социализации ограничивались теми бросающимися в глаза
особенностями окружения ребенка, к-рые считались источником его текущего поведения и/ или
причиной будущей структуры личности. Ричард Белл подверг критике наивность представлений о
социализации как процессе, происходящем только с развивающимся ребенком, и подчеркнул важность
вклада самого младенца в осуществляющийся за ним уход. Новорожденные преадаптированы к соц.
обмену. Их поведение в полном смысле слова социально с самого начала. Новорожденный «учит»
новоиспеченных родителей тому, как выполнять родительские обязанности, или, в подходящей
формулировке одного известного автора: «мужчин и женщин он превращает в отцов и матерей».
Согласно этологам, детеныши любого биолог. вида, выживание к-рых зависит от заботы
взрослых особей, обладают внешними признаками, выполняющими функцию релизоров в отношении
родительского поведения последних и гарантирующими необходимый уход за новорожденными.
В течение периода созревания младенец демонстрирует реакции, к-рые создают универсально
благоприятные условия для формирования родительско-сыновних (дочерних) уз. Джон Боулби
перечисляет эти схемы действия в следующем порядке: крик, улыбка, сосание, цепляние, вокализация,
смотрение и следование. Малыш всегда подает матери сигналы в отношении ее соц. интеракции.
Радость, улыбка и смех показывают чутким взрослым, что младенцу нравится их об-во.
Младенцы постарше могут, фактически, брать на себя главную роль в просоциальном поведении.
Их первые игры заключаются в обмене игрушками («ты мне, я тебе»); используя указательный
жест, они приглашают к совместному освоению своего мира и самопроизвольно начинают подражать
родительскому поведению взрослых. Скорее всего, это универсальное поведение, о к-ром неоднократно
сообщали практически все, кто наблюдал за детским поведением.
Нематеринские формы ухода за ребенком. Между типом ухода за младенцами и
экономическим строем об-ва существует закономерная связь. В культурах, зависящих от наемного
женского труда, альтернативные нематеринские формы ухода за детьми становятся неизбежными.
Во мн. культурах матери осуществляют непосредственный уход только за грудными детьми. До
момента отнятия от груди отношения между матерью и ребенком могут быть необычайно близкими. Во
мн. из этих культур няням малыша, обычно старшим сестрам и братьям (включ. двоюродных), может
передаваться часть функций по присмотру как за грудными детьми, так и за младенцами, к-рых уже
перестали кормить грудью. В культурах, где женщины одной семьи или клана ведут совместное
хозяйство, обязанности по уходу за конкретным ребенком нередко возлагаются на многих из них.
В целом ряде промышленных стран нематеринские, осуществляемые вне семьи формы ухода за
младенцами яв-ся обычным делом. Франция, Швеция, Бельгия и Италия обеспечивают различные
формы нематеринского ухода за маленькими детьми, финансируемые правительством. В России и
Китае существует широкая сеть государственных дошкольных учреждений, обеспечивающих присмотр
за детьми и их воспитание, начиная с ясельного возраста. Израильские сельскохозяйственные коммуны
кибуцы служат превосходным примером реализации нематеринского ухода за младенцами,
иногда с намерением изменить традиционную западноевропейскую практику социализации.
В США, как и в Великобритании, уход за младенцами осуществляется в их собственных семьях
приходящими нянями, либо в др. семьях, к-рые официально или неофициально берутся присматривать
за малышами. Такая форма ухода дает матери возможность отдохнуть от непрерывных забот о малыше
или получить работу. Т. о., мать выбирает ту форму ухода за ребенком, к-рую она считает наиболее
походящей, и потому у нас нет программируемой социализации, как в др. странах.
См. также Связь и привязанность, Дневные дошкольные центры, Развитие в раннем детстве,
Развитие младенца, Отношения «родитель-ребенок»
Э. У. Росс
Социальная желательность (social desirability)
Под С. ж. понимается склонность людей представлять себя в преимущественно выгодном свете.
|