Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1303 of 1766 
Next page End  

сказывается на развитии ребенка. В последнее время отмечено возрождение интереса к
взаимоотношениям детей младенческого возраста, и мы уже располагаем некоторыми данными, к-рые
подтверждают включенность младенцев в процесс соц. обмена. Нам известно, что отношения со
сверстниками подвержены предсказуемым изменениям. Взрослое поведение может быть более
предсказуемым по сравнению с поведением младенца, но как только появляется возможность, младенец
действительно находит себе товарищей по играм. Правда, нам пока мало известно о том, как эти
взаимоотношения изменяют мир развивающегося ребенка.
Младенец. Традиционно исслед. социализации ограничивались теми бросающимися в глаза
особенностями окружения ребенка, к-рые считались источником его текущего поведения и/ или
причиной будущей структуры личности. Ричард Белл подверг критике наивность представлений о
социализации как процессе, происходящем только с развивающимся ребенком, и подчеркнул важность
вклада самого младенца в осуществляющийся за ним уход. Новорожденные преадаптированы к соц.
обмену. Их поведение в полном смысле слова социально с самого начала. Новорожденный «учит»
новоиспеченных родителей тому, как выполнять родительские обязанности, или, в подходящей
формулировке одного известного автора: «мужчин и женщин он превращает в отцов и матерей».
Согласно этологам, детеныши любого биолог. вида, выживание к-рых зависит от заботы
взрослых особей, обладают внешними признаками, выполняющими функцию релизоров в отношении
родительского поведения последних и гарантирующими необходимый уход за новорожденными.
В течение периода созревания младенец демонстрирует реакции, к-рые создают универсально
благоприятные условия для формирования родительско-сыновних (дочерних) уз. Джон Боулби
перечисляет эти схемы действия в следующем порядке: крик, улыбка, сосание, цепляние, вокализация,
смотрение и следование. Малыш всегда подает матери сигналы в отношении ее соц. интеракции.
Радость, улыбка и смех показывают чутким взрослым, что младенцу нравится их об-во.
Младенцы постарше могут, фактически, брать на себя главную роль в просоциальном поведении.
Их первые игры заключаются в обмене игрушками («ты — мне, я — тебе»); используя указательный
жест, они приглашают к совместному освоению своего мира и самопроизвольно начинают подражать
родительскому поведению взрослых. Скорее всего, это универсальное поведение, о к-ром неоднократно
сообщали практически все, кто наблюдал за детским поведением.
Нематеринские формы ухода за ребенком. Между типом ухода за младенцами и
экономическим строем об-ва существует закономерная связь. В культурах, зависящих от наемного
женского труда, альтернативные — нематеринские — формы ухода за детьми становятся неизбежными.
Во мн. культурах матери осуществляют непосредственный уход только за грудными детьми. До
момента отнятия от груди отношения между матерью и ребенком могут быть необычайно близкими. Во
мн. из этих культур няням малыша, обычно старшим сестрам и братьям (включ. двоюродных), может
передаваться часть функций по присмотру как за грудными детьми, так и за младенцами, к-рых уже
перестали кормить грудью. В культурах, где женщины одной семьи или клана ведут совместное
хозяйство, обязанности по уходу за конкретным ребенком нередко возлагаются на многих из них.
В целом ряде промышленных стран нематеринские, осуществляемые вне семьи формы ухода за
младенцами яв-ся обычным делом. Франция, Швеция, Бельгия и Италия обеспечивают различные
формы нематеринского ухода за маленькими детьми, финансируемые правительством. В России и
Китае существует широкая сеть государственных дошкольных учреждений, обеспечивающих присмотр
за детьми и их воспитание, начиная с ясельного возраста. Израильские сельскохозяйственные коммуны
— кибуцы — служат превосходным примером реализации нематеринского ухода за младенцами,
иногда с намерением изменить традиционную западноевропейскую практику социализации.
В США, как и в Великобритании, уход за младенцами осуществляется в их собственных семьях
приходящими нянями, либо в др. семьях, к-рые официально или неофициально берутся присматривать
за малышами. Такая форма ухода дает матери возможность отдохнуть от непрерывных забот о малыше
или получить работу. Т. о., мать выбирает ту форму ухода за ребенком, к-рую она считает наиболее
походящей, и потому у нас нет программируемой социализации, как в др. странах.
См. также Связь и привязанность, Дневные дошкольные центры, Развитие в раннем детстве,
Развитие младенца, Отношения «родитель-ребенок»
Э. У. Росс
Социальная желательность (social desirability)
Под С. ж. понимается склонность людей представлять себя в преимущественно выгодном свете.
Hosted by uCoz