Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1313 of 1766 
Next page End  

практ. ситуаций. Предметом особого интереса для этих профессий являлось использование планов
исслед. на одном объекте и когнитивных методик.
Проблемно-ориентированная практика. Основанный на исслед. С. п., установивших более
высокую эффективность краткосрочного воздействия, этот подход первоначально рассматривался как
общая схема использования методик из целого ряда моделей С. п. Тем не менее такие его главные
черты, как точное формулирование задач клиента, к-рые должны быть решены, и пристальное внимание
к результату, лучше всего согласуются с поведенческим подходом.
Эклектический подход к социальному патронированию. Заявив о неэффективности
традиционной модели практической работы, Фишер создал то, что он назвал эклектическим подходом к
С. п. В подходе Фишера использованы принципы и методики, к-рые, как очевидно показала практика,
ведут к успешным конечным результатам для клиентов. Ниже указаны четыре главных компонента
эклектического подхода: а) структурированные методики, такие как использование контракта,
установление ограничений времени встреч, планирование и постановка целей; б) методики
модификации поведения, включающие в себя моделирование, подкрепление и систематическую
десенсибилизацию; в) когнитивные методики, нацеленные на коррекцию «ошибочного» хода мыслей; г)
коренные условия помощи — эмпатия, теплота и искренность терапевта.
Жизненная модель практики социальной работы. Самым последним прибавлением в
семействе моделей С. п. стала жизненная модель (life model), основанная на экологической перспективе.
Кэрол Джермейн и Алекс Гиттерман разработали этот подход, позволяющий в большей степени
удовлетворить требования обширных целей соц. работы, чем модели, ориентированные скорее на
клинический подход. Экологическая перспектива подчеркивает важность реципрокных отношений
между организмами и их окружением, так же как в экосистемах. Жизненная модель направлена на
усиление адаптивных способности людей и оказывает влияние на их соц. окружение. Эта модель
обеспечивает наиболее всеобъемлющую на сей день т. зр. на личность и окружающую среду как на
интегрированные системы.
Быстрое развитие новых методов С. п. за последние годы укрепляет мнение, что в соц. работе
происходят существенные изменения. Главной чертой этих изменений яв-ся принятие и внедрение
научно обоснованных подходов к практ. работе.
См. также Кризисное вмешательство, Психиатрическая социальная работа
Э. Ваттано
Социальное познание (social cognition)
Область С. п. имеет дело с познавательной деятельностью, опосредующей и сопровождающей
соц. поведение. Она предусматривает анализ того, как стимульная информ. сначала кодируется,
организуется (и преобразуется) в памяти, а затем используется чел. в процессе своего
функционирования в соц. мире.
С. п., не являясь ни отдельной теорией, ни узкой эмпирической областью, соответствует
специфическому концептуальному уровню анализа, используемого для совместного объяснения челов.
мышления и соц. поведения. Этот уровень анализа яв-ся скорее молекулярным, чем молярным.
Теоретики, работающие в русле этого направления, используют «ментальные» конструкты на уровне
индивидуальных представлений, категорий и понятий. Эти конструкты являются достаточно
абстрактными, чтобы охватить широкий спектр содержательных областей (таких как представления о
людях, чертах личности, ситуациях, животных и произведениях иск-ва). Большинство исследователей в
этой области, несмотря на свою менталистскую направленность, не ограничиваются изучением
«сознательного» мышления. Ментальные конструкты обычно определяются таким образом, чтобы
оставить открытым вопрос о сознании.
Исследователи в области когн. психол., психолингвистики и искусственного интеллекта все в
большей степени вовлекаются в изучение когнитивных процессов более высокого порядка и
интересуются объяснением сложных видов обработки информ. человеком, таких как понимание и
запоминание историй, последовательностей действий и др. тематически связанных ансамблей стимулов.
Понятие «схемы» обеспечило исходную общую почву для групп соц. и когнитивных
исследователей. Элементы нашего когнитивного мира не существуют в виде какой-то беспорядочной,
разрозненной совокупности. Скорее, они увязываются между собой в структуры более высокого
порядка.
Понятие схемы оказалось очень близко соц. психологам, поскольку они уже использовали
Hosted by uCoz