только одним родителем. При др. обстоятельствах родитель может вырастить детеныша в одиночку, а
второй родитель может уйти сразу же после спаривания. У многих млекопитающих о детеныше
заботится самка; у многих рыб самец.
К наиболее интересным соц. структурам относятся орг-ции общественных (эусоциальных)
насекомых. У них существуют касты стерильных рабочих особей, перекрывание двух или более
поколений молоди в одной колонии и сложное разделение труда. У всех вызывает удивление, почему
отбор родичей породил такую крайнюю форму соц. поведения, при к-ром рабочие самки жертвуют
своими собственными репродуктивными способностями для того, чтобы помочь своей матери
вырастить их сиблингов. В объяснениях эволюции такой структуры преобладает гипотеза
гаплодиплоидии. Гаплодиплоидия яв-ся способом репродукции у некоторых перепончатокрылых
насекомых. В то время как самки развиваются из оплодотворенных яиц, самцы из
неоплодотворенных. В результате самцы гаплоидны, а самки диплоидны; это означает, что если
самки имеют по две хромосомы каждого вида (одну от отца, а другую от матери), то самцы только
одну. Если царица в колонии спаривается только с одним самцом, то все самки будут иметь одинаковые
гены от их отца. У видов, не обладающих гаплодиплоидией, самки имеют с отцом только половину
общих генов. В результате, самки имеют со своими сестрами три четверти общих генов, а не половину,
как обычно. Однако у них только половина общих генов с их собственным потомством. Т. о., благодаря
гаплодиплоидии, самки имеют со своими сестрами более близкое родство, чем с потомством. Если они
стремятся максимизировать свою совокупную приспособленность, то, возможно, неудивительно, что
эти самки больше заботятся о своих сестрах, чем о своем потомстве. Необходимо отметить, что
существуют и др. гипотезы, объясняющие эволюцию эусоциальности, и что гаплодиплоидия не в
состоянии дать универсального объяснения. Тем не менее она, несомненно, яв-ся очень важным
фактором. Эволюция эусоциальности у насекомых дает пример того, как принципы социобиологии
могут пролить свет на старые проблемы.
Резюме. Преимущества социобиологического подхода таятся в том же, что лежит в основе
успеха эволюционного подхода. Эта теория дает ключ к пониманию многочисленных разнородных
явлений с т. зр. нескольких общих теорет. принципов. Тем не менее данная область достаточно нова.
Здесь существует много теорий, но явно не хватает фактов. Необходимо проводить гораздо больше
эмпирических исслед. В применении и экстраполяции этой теории появляются некоторые крайности. С.
ж. предлагает возможность объединить широкий спектр поведенческих явлений в общую теорию.
См. также Альтруизм, Сотрудничество/соперничество, Экологическая психология,
Просоциальное поведение
Д. А. Дьюсбери
Социодрама (sociodrama)
С. это методика групповой терапии, первоначально разработанная Я. Л. Морено в качестве
расширения его психодрамы. Позднее Торренс предложил новую и более детализированную
концепцию социодрамы как методики группового творческого решения проблем, основанной не только
на ранних работах Морено, но вобравшей в себя многие из принципов творческого решения задач
(creative problem-solving), предложенных Осборном и его коллегами. Хотя С. ориентирована
практически на все возрастные группы, Торренс использует ее как метод первичной профилактики
поведенческих проблем, возникающих у лиц из неимущих слоев населения и др. групп повышенного
риска.
Основные различия между С. и ее предшественницей психодрамой заключаются не
столько в методах, сколько в цели, хотя участие зрителей в С. яв-ся более важным. В С. материалом,
поставляющим потенциальные проблемы или конфликтные ситуации, яв-ся групповая дискуссия, к-рая
длится вплоть до идентификации адекватной проблемы. Проблема или конфликтная ситуация обычно
не та, с к-рой сталкивается на данный момент кто-то из участников, а та, к-рая яв-ся общей для всех
членов группы. Группа не получает какого-то руководства в выборе направления решения, поскольку
это яв-ся ее главной целью.
Между членами группы распределяются роли, которые им предстоит исполнять при
разыгрывании конфликтной ситуации. Для облегчения поиска решения конфликта используются
различные технические приемы монолог, прямое представление, дублирование, «зеркало», обмен
ролями и др. приемы, вовлекающие зрителей в действие.
Роль режиссера в С. заключается в поддержании движения действия в направлении разрешения
|