отличается от школьного научения, то тогда, считает Ливайн, совр. тесты достижений не выполняют
своей задачи измерения того, чему обучают и чему научаются в школе. Кроме того, тесты достижений
не могут измерять такие аспекты, как интерес к изучаемому предмету, любовь к чтению, развитие
межличностной и соц. компетентности и усвоение учебных навыков. Тем не менее эти тесты
используются для оценки школьных программ, предназначенных для достижения таких целей.
Хотя выводы, извлекаемые в процессе таких социол. анализов, всегда открыты для дискуссий,
один вывод оказывается все же неизбежным: существует очевидное взаимодействие между об-вом, с
одной стороны, и развитием и использованием знания с другой, будь это знание психол. или к.-л.
другим.
См. также Описательная психология, Международная психология, Философия науки
А. Барон-мл.
Социометрия (sociometry)
Морено описал целый ряд способов сбора данных о межличностных отношениях в группах.
Один из таких подходов, получивший название С., привлек к себе большое внимание со стороны
психологов и педагогов, поскольку обеспечивал простой метод измерения межличностной аттракции
среди членов группы. Этот метод широко использовался в изучении соц. структуры игровых, рабочих и
учебных групп, а тж оказался полезным в оценке межличностной привлекательности индивидуумов.
Социометрические данные могут описываться в виде количества выборов (или отказов),
получаемых отдельным членом группы. Они могут также выступать в качестве основы для построения
«социограммы», представляющей собой «карту» выборов, осуществляемых в ответ на поставленный
вопрос.
С. может использоваться для изучения факторов, связанных с групповой моралью, и
социометрические методы могут применяться в любом исслед., рассматривающем межличностные
оценки, аттитюды, убеждения, или впечатления, возникающие в групповых условиях. К числу
переменных, изучавшихся с использованием социометрического метода, относятся лидерство,
честность, агрессивность, престиж и личная адаптация (personal adjustment).
См. также Ингруппы/аутгруппы, Межличностное восприятие
Г. К. Линдгрен
Социопсихологические детерминанты войны и мира (sociopsychological determinants of war
and peace)
С незапамятных времен люди прибегали к насилию как к последнему средству разрешения своих
споров. Внезапное появление ядерного оружия с его неограниченной разрушительной силой сделало
это проверенное временем решение неприменимым. Выживание человечества зависит от
окончательного отказа от обращения к насилию как спасительному средству в международных спорах.
Достижение этой далекой, трудной и, может быть, даже неосуществимой цели зависит от вкладов всех
областей челов. знания, в т. ч. и психологии, поскольку анализ окончательных решений, приводящих к
развязыванию войны, осуществляется отдельными лидерами и группами лидеров. Здесь будут
рассмотрены некоторые из тех психол. сил, к-рые вовлекают национальных лидеров и их сторонников в
гонку за достижение могущества и безопасности путем накопления ядерного оружия гонку, к-рая,
при отсутствии каких-либо ограничений, неизбежно приведет к катастрофе.
Несмотря на то что наше сегодняшнее состояние неведения не позволяет наметить какого-либо
решения этой проблемы, любое решение будет зависеть от понимания тех психол. сил, к-рые в нее
вовлечены.
Сила привычки
Удобным отправным пунктом в нашем исслед. яв-ся почти непостижимое поведение лидеров
ядерных держав. Все безоговорочно утверждают, что они боятся обмена ударами стратегическим
ядерным оружием, однако при этом проводят политику соревнования в оснащенности ядерным
оружием, которая неуклонно увеличивает вероятность такой катастрофы. Осн. психол. причиной здесь
служит то, что они пытаются справиться с угрозой ядерной войны используя те же самые способы
мышления и поведения, к-рые довольно сносно срабатывали в обычных ситуациях. На практике,
несмотря на смутную угрозу возможного применения ядерного оружия, все вооруженные столкновения
по-прежнему ведутся с применением обычных вооружений, что продолжает подкреплять старые
|