исслед. возрастных изменений умственной способности (mental ability), к-рый провели Содди и Кидсон,
позволяет сделать следующий вывод: если пренебречь незначительными колебаниями, максимум
достигается в промежутке между 15 и 29 годами, причем все исслед. обнаруживают медленное,
непрерывное снижение большинства способностей (abilities)
вплоть до 60 лет, когда происходит
заметное ускорение снижения способности к научению (learning ability). Отмеченное снижение
существенно выражено в оценках механической памяти и показателях таких субтестов, как «цифровые
символы» и «складывание объекта», и гораздо меньше в показателях субтестов «словарь» и «общая
осведомленность».
Сексуальность. Что касается сексуальной жизни, то она, как известно, не начинается
одновременно с приобретением способности к воспроизведению потомства и не прекращается вместе с
утратой этой способности. Мужчины, обнаруживающие высокий уровень сексуальной активности в
свои продуктивные годы, сохраняют его и в постклимактерический период. Аналогичные результаты,
полученные в исслед. женщин, послужили основанием для предположения, что душевное состояние
(psyche) женщины играет не меньшую, а, возможно, и большую роль в регуляции полового влечения и
сексуального поведения в постклимактерический период, чем ее эндокринная система.
Социально-политическая характеристика. Несмотря на то что мы живем в об-ве, к-рое может
ориентироваться на молодость, управляют им люди среднего возраста, у к-рых есть деньги, соц.
положение, знания и умения, компенсирующие их уменьшающиеся физ. активы. С. в. это период,
когда женщины в своей семье и за ее пределами приобретают больше влияния и значимости как
обладатели власти, практ. умений и денег по сравнению с собой в молодые годы и по сравнению с
мужчинами среднего возраста, с к-рыми они меняются ролями. Вопреки распространенному мнению об
обесценивании старости в промышленных обществах, антропологические исслед. старения во многих
культурах показывают, что повсюду женщины среднего возраста (да и пожилые, если они здоровы и не
требуют ухода за собой) становятся объектами любви и уважения среди своих родных и
воспринимаются как члены об-ва, вносящие важный вклад в качество жизни и в промышленных, и в
аграрных культурах.
Психологическая характеристика. Так называемый кризис середины жизни, переживаемый
некоторыми людьми среднего возраста, может быть следствием того, что они рассчитывали на
дивиденды с долгой и преуспевающей жизни, имели благоприятные возможности реализовать мечты, а
в итоге обнаруживали, что получили слишком мало. Конечность жизни начинает все более ясно
осознаваться в С в., и сознание того, что уже поздно начинать все сначала, менять работу, семейную
жизнь и свои привычки, причиняет многим страдания.
См. также Развитие взрослых, Развитие человека, Развитие на протяжении жизни
Н. Р. Хаймовиц
Средовой стресс (environmental stress)
Понятие стресса пришло к нам из области техники, где инженеров давно интересовали
структурные реакции механизмов и сооружений (напряжение, деформация) в ответ на внешние события
(стрессоры). Оригинальное исслед., в к-ром этот термин был использован для объяснения реакций
организма на средовые стимулы, было проведено Уолтером Кенноном. Кеннон обратил внимание на
существование у животных специфической реакции «нападения/бегства», когда они отвечают на
стрессоры физиолог. возбуждением, подготавливающим их либо к нападению, либо к бегству. В состав
этой реакции также входит гомеостатический механизм, к-рый возвращает организм к его
первоначальному физиолог. состоянию вскоре после прекращения действия стрессора.
Ганс Селье обнаружил, что различные средовые стрессоры имеют тенденцию вызывать
стереотипные ответы организма. Хотя специфические особенности таких ответов могут варьировать в
зависимости от природы стимула и самого организма, можно выделить некую генерализованную
реакцию, накладывающуюся на любые специфические физиолог. проявления.
С этой т. зр. стресс выделяется как особая интеракциональная переменная, к-рая охватывает как
физиолог., так и психол. процессы. Селье назвал такое широкое взаимодействие среды с физиолог. и
психол. процессами «общим адаптационным синдромом». Этот синдром охватывает изменения в
гипоталамусе, гипофизе, тимусе, надпочечниках и желудочно-кишечном тракте. Реакция включает в
себя повышение уровня физиолог. активации и механизм обратной связи, к-рый регулирует
прекращение реакции, и возврат к гомеостатическому равновесию. Случайные или преходящие
стрессоры оказывают незначительное или непродолжительное воздействие на организм, тогда как
|