Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1344 of 1766 
Next page End  

Последняя категория стрессоров — самоиндуцируемые стрессоры (self-induced stressors)
включает в себя такие переменные, как стрессоры жизненного стиля и сознательно употребляемые
стрессоры. Стрессоры жизненного стиля охватывают такие переменные, как средовые последствия
приверженности модели поведения А-типа, избранной профессиональной карьере, личной системе
ценностей или определенной программе физ. тренировок. Сознательно употребляемые стрессоры
включают такие переменные, как кофеин, никотин, лекарственные средства, используемые по
назначению или без назначения врача, наркотики и алкоголь. Самоиндуцируемые стрессоры могут
обладать побочными эффектами, как это происходит, напр., в случае употребления назначенных
лекарств или аллергенов.
Стрессоры редко действуют изолированно: люди обычно подвергаются одновременному
воздействию нескольких стрессоров. Поэтому кумулятивный эффект стрессоров является еще одной
важной областью исслед.
См. также Поведенческая медицина, Энвайронментальная психология, Общий адаптационный
синдром, Стресс
Р. Стенсруд
Средства оценки жизненной среды (environmental measures)
Средства оценки окружающей среды — это инструменты, применяемые для выявления
отношений, к-рые существуют между людьми и их окружением, и получения на этой основе информ. о
степени адаптации, достигаемой индивидуумом в конкретной среде. Несмотря на существование
множества С. о. ж. с., большая их часть создана в рамках подходов, подобных тем, что были
предложены такими исследователями, как Р. Дж. Баркер, придающий особое значение специфическим
структурным единицам окружения, к-рые имеют пространственное и временное отнесение, или Р.
Моос, выделяющий в качестве предмета исслед. различные субсреды (subenvironments)
или
субъединицы (subunits) окружения, в к-рых индивидуумы взаимодействуют друг с другом на некоторой
регулярной и привычной основе. Моос и его коллеги, в частности, использовали 3 типа осн. измерений
для оценки жизненных сред и классиф. их сходства и различий: а) измерения взаимоотношений; б)
измерения индивидуального развития; в) измерения поддержания и изменения системы.
Измерения взаимоотношений (relationships dimensions)
использовались для определения
характера и интенсивности личных взаимоотношений в рамках конкретного окружения. Они оценивают
степень включенности конкретных людей в данное окружение и степень поддержки и помощи,
оказываемых друг другу. Измерения индивидуального развития (personal development dimensions)
использовались для установления в окружении потенциала или возможностей для личностного роста и
развития самоуважения. Конкретный характер измерений индивидуального развития варьирует в
различного типа средах и зависит, гл. обр., от целей специфического окружения. Измерения
поддержания и изменения системы (system maintenance and change dimensions)
использовались для
оценки того, в какой степени данное окружение является последовательным и ясным в своих
ожиданиях, постоянным в контроле, и в какой степени оно поддается изменению.
На основе этих трех типов измерений были разработаны различные измерительные инструменты
для оценки разнообразных жизненных сред. Информ., получаемая в процессе подобного рода
измерений, использовалась преимущественно при решении исследовательских и прикладных задач,
связанных с дизайном и усовершенствованием разнообразных типов челов. окружения, с привлечением
результатов оценки жизненной среды для планирования и внесения в нее соответствующих изменений.
См. также Экологическая психология, Энвайронментальная психология
Ч. Хьюбер
Стадии психосексуального развития (psychosexual stages)
В теории личности Зигмунда Фрейда развитие описывается в терминах стадий, которые
определяются специфическим выражением сексуальных, или либидинальных, побуждений. Те участки
тела (эрогенные зоны), к-рые порождают либидинальное удовлетворение в определенном возрасте,
определяются как фокус каждой из стадий развития.
За прегенитальными стадиями следует период подавленной психосексуальной активности,
латентный период,
к-рый продолжается с конца фаллической стадии, наступающего примерно в
возрасте 5 лет, до наступления периода полового созревания. Во время латентного периода, как
Hosted by uCoz