профессиональных психологов и внести в нее конструктивные изменения. Обычно программа
подразумевает пять лет послевузовского обучения для тех, кто получил степень бакалавра.
Первое официальное предложение учредить С. д. п. было высказано Лоялом Крейном в 1925 г.
Он утверждал, что образование в области научной психологии является недостаточным для
практикования психологии и что степень доктора философии не подходит для удостоверения
профессиональной квалификации практиков. Он дал толчок развитию программ, четко направленных
на подготовку людей к практ. деятельности и к получению по окончанию обучения степени,
аналогичной степени доктора медицины (M.D.), доктора богословия (D.D.S.) и др. профессиональным
степеням. Предложение Крейна не было принято в научных кругах, и в последующие 40 лет были
учреждены только две программы получения С. д. п. обе они были введены в Канаде и
просуществовали недолго.
В 1949 г. на конференции по вопросам обучения клинической психологии в Боулдере, штат
Колорадо, в качестве основной для обучения профессиональных психологов была принята научно-
практическая модель, а нормой, удостоверяющей квалификацию, оставалась степень доктора
философии. По «Боулдерской модели», как она затем стала называться, обучавшихся но докторской
программе готовили как к проведению исслед., так и к клинической практике, подразумевая, что обе эти
формы деятельности будут способствовать взаимному улучшению профессиональной подготовки.
Боулдерская модель была использована многими американскими ун-тами и до сих пор остается
наиболее общей для обучения профессиональных психологов.
Однако к середине 1960-х гг. все чаще стало выражаться несогласие с распространенными
программами получения степени доктора философии. По мнению их критиков, большинство
клинических программ на отделениях ун-тов переоценивали значение исследовательской деятельности
за счет умаления практ. подготовки, и психологи, начинавшие профессиональную карьеру, а тогда
это было характерно для более половины из них оказывались плохо подготовленными к трудностям,
с к-рыми они встречались на своей работе. После длительных дискуссий комиссия по научным и
профессиональным целям психологии Американской психологической ассоциации (АРА)
рекомендовала принять практ. программы, направленные на получение С. д. п. (Psy.D).
На др. конференции по вопросам обучения профессиональной психологии, проходившей в
Вэйле, штат Колорадо, была утверждена концепция непрерывного образования в области практ.
применения психологии, а С. д. п. должна была свидетельствовать об окончании аспирантуры по
программе подготовки специалистов-практиков. В последующие годы в ун-тах и профессиональных
школах США программы получения С. д. п. получили свое развитие, хотя первоначальная программа в
университете Иллинойса была прекращена уже в 1980 г. К 1990-м гг. действовало более 40 таких
программ. Около половины из них осуществлялись в ун-тах, а остальные в независимых
профессиональных школах, при этом две трети этих программ были полностью или частично
утверждены Комитетом по аккредитации АРА.
См. также Клиническая психология: подготовка специалистов
через аспирантуру,
Послевузовское образование, Школы профессиональной психологии
Д. Р. Питерсон
Стереотипизация (stereotyping)
В исслед. предубеждений в отношении этнических групп часто ссылаются на важную роль
стереотипов тех обобщенных и, как правило, нагруженных оценочными суждениями впечатлений, к-
рые члены одной соц. группы используют при характеристике членов др. группы.
Трудность, возникающая при придании стереотипу (stereotype)
исключительно негативного
значения (meaning), состоит в том, что соц. и когнитивные механизмы, лежащие в основе С., трактуются
ошибочно. Как следствие, существует тенденция упускать из виду тот факт, что С. происходит
нормальным и естественным путем при любом взаимодействии соц. групп. Любую социально
идентифицируемую группу можно охарактеризовать почти безграничным количеством способов.
Невозможность знать все означает в отношении к.-л. этнической группы, напр., невозможность
припомнить больше нескольких переменных в ситуации взаимодействии с членами такой группы.
Отсюда неизбежным выходом видится фокусирование внимания на немногих избранных переменных,
предположительно характеризующих рассматриваемую группу, и придание им характера определенной
системы взглядов, к-рая в дальнейшем используется при наблюдении, взаимодействии или принятии
решений в отношении членов этой группы. Эти системы взглядов, или рабочие стереотипы (working
|