сердечного ритмов нечто сходное имеет место в позе оцепенения, наблюдаемой у животных.
Уильям Джемс и Карл Ланге независимо друг от друга пришли к выводу о том, что
переживаемое соматическое состояние и есть эмоция: короче, мы боимся, потому что дрожим.
Начиная с середины 1950-х г. когнитивные психологи бросили вызов этой теории Джемса-Ланге,
продемонстрировав, что уже сами мысли могут вызывать такие же физиолог. изменения, к-рые можно
наблюдать в реальной ситуации опасности.
Замешательство и потеря контроля, происходящие в тех случаях, когда индивидуум не знает,
как предотвратить угрозу жизни, могут приводить к переживанию чувства страха.
Идея о том, что С. приобретается, не нова, но это ничуть не умаляет ее популярности. В начале
XX столетия Джон Б. Уотсон экспериментально продемонстрировал условно-рефлекторные или
приобретенные аспекты страха, т. е. нейтральный или даже предпочитаемый прежде объект стал
вызывать реакцию страха после того, как он сочетался с вызывающим страх БР. Несмотря на то что
подобное научение, по-видимому, в большей степени характеризует фобические реакции, нетрудно
обнаружить присутствие сходных ассоц. и в самом С. Вопросы о том, яв-ся ли страх смерти
естественной (природной) силой, обеспечивающей сохранение и воспроизводство вида, или это
искусственное образование, обусловленное материнскими аттитюдами, воспринимаемой
защищенностью либо неким иррациональным представлением о важности жизни каждого чел. в об-ве,
еще долгое время будут служить предметом для дискуссий. Вероятно, представляется более важным
обсуждение вопроса полезности (utility), нежели врожденности (innateness) С. смерти.
Наиболее очевидная польза С. смерти заключается в избегании ситуаций, представляющих
угрозу для жизни. Вместе с тем, в обществе почитаются те, кто противостоит опасным ситуациям и
пытается спасти других. Героические поступки это, прежде всего, рефлекс на ужас смерти.
Христианство также использует С. смерти как средство побуждения к принятию обязательств вести
праведную земную жизнь с обещанием за это повторного возрождения, по образу восставшего из
могилы Христа, и обретения спасения и вечной жизни.
См. также Страхи детей, Страхи людей на разных этапах жизни, Тревога, Эмоции
Д. Ф. Фишер
Страхи детей (children's fears)
Поскольку страх это эмоциональная реакция на воспринимаемую угрозу, он обеспечивает
защитный механизм выживания, предупреждая чел. или животное об опасности. Слабые или умеренные
реакции страха считаются нормальными и адаптивными, побуждающими к осторожности в
действительно опасных ситуациях. Однако страхи могут быть дезадаптивными в тех случаях, когда они
становятся сильными и устойчивыми, тревожат ребенка в отсутствие потенциальной опасности и
мешают нормальному выполнению физических, соц. и интеллектуальных функций.
Психологи обычно различают два вида страхов: а) фобию (phobia)
сильный и, до некоторой
степени, иррациональный страх, непосредственно связанный со специфическими предметами,
событиями или ситуациями; б) тревогу (anxiety)
смутное чувство беспокойства, опасения или
обреченности, имеющее неопределенный или неспецифический источник. Хотя мы не в состоянии
точно предсказать, какие именно страхи разовьются у конкретного ребенка и насколько они будут
сильными, все же можно сделать ряд обобщений относительно факторов пола и возраста в их развитии.
Половые и возрастные различия. Исследователи многократно подтверждали тот факт, что
девочки сообщают о большем количестве страхов, чем мальчики. Однако на основании этих исслед. мы
не можем сказать, обусловлено ли это половое различие более высокой врожденной
предрасположенностью девочек к такой реакции, как страх, или же действием др. факторов, таких как
влияния половой роли.
В ряде исслед. были установлены связанные с возрастом изменения в типе страхов, о к-рых
сообщают дети. Аналитический обзор данных, касающихся этой возрастной тенденции, показывает, что
по мере взросления детей их страхи, в целом, становятся а) более абстрактными и б) в большей мере
антиципаторными, чем связанными с непосредственными происшествиями. Напр., по сравнению с
младшими, старшие дети, в целом, меньше боятся животных, но их больше пугает школа и соц.
отношения.
Младенчество и стадия овладения ходьбой. Нормальные дети с рождения обладают реакциями
вздрагивания или испуга в ответ на болевой раздражитель, потерю физ. опоры и внезапные громкие
звуки и вспышки света. Два общих страха младенцев и начавших ходить детей это боязнь
|