Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1370 of 1766 
Next page End  

напряжению людьми B-типа.
Точный процесс, посредством к-рого С. вызывает деформацию, остается до сих пор не вполне
понятным. Кроме того, мы мало знаем о том, почему эта деформация приобретает у разных людей столь
различные формы. Для одних она может выражаться в специфических, преходящих, физиолог.
изменениях, таких как изменения кровяного давления и концентрация кислот в крови. У др. она может
быть связана с серьезными нарушениями здоровья: сердечно-сосудистые заболевания, рак, повышенное
кровяное давление или язвенная болезнь. У третьих она может обнаруживать себя в психич. проблемах,
таких как приступы тревоги, депрессия или даже психозы. А у кого-то могут возникать поведенческие
проблемы: алкоголизм, преступность, употребление наркотиков или суицид. Виды, к-рые принимает
деформация, могут зависеть как от типа С., так и от склонности индивидуума проявлять
перенапряжение присущими ему специфическими способами. Связи между этими различными
формами деформации тж остаются не вполне понятными.
Как выяснилось, нек-рые из факторов способны ослаблять степень деформации в личной жизни,
хотя остается неясным, снижают ли эти факторы С. или его последствия (т. е. деформацию), либо то и
др. вместе. Наиболее значимым из них является соц. поддержка со стороны людей своего круга, супруга
или даже непосредственного руководителя. Др. важный фактор — физ. упражнения или, в более
широком смысле, физ. нагрузка.
См. также A-тип личности, В-тип личности, Общий адаптационный синдром, Последствия
стресса
Э. Стотленд
Структурализм (structuralism)
Родоначальниками С. как школы или системы психологии можно считать английских философов
XVIII и XIX вв. Формально его возникновение связывают с именем Вильгельма Вундта и относят к
концу XIX в. В лаборатории Вундта экспериментально изучались многие важные проблемы: время
реакции, смешение цветов, последовательные образы, психофизика и словесные ассоц. Вундт
обрисовал природу психич. явлений, определил, что именно следует изучать психологу и как
обрабатывать результаты эксперим. исслед.
Тинченер «привез» психологию Вундта в США, где он называл эту систему С. Он
модифицировал и дополнил ее основные положения.
И Вундт, и Титченер определяли психологию как науку о сознании или о сознательном опыте.
Подобное определение ограничивало действительный предмет психологии челов. опытом. Все, что
можно было сказать о биолог. видах, стоящих на более низкой ступени эволюционного развития, было
отдано на откуп биологии. На протяжении первых трех десятилетий XX в. С. был господствующей
школой в американской психологии. В противоборстве с ним развивались и др. системы, такие как
функционализм, бихевиоризм и гештальт-психология.
Вундт и Титченер считали задачей психологии поэлементный анализ содержаний сознания. По
Титченеру, существовали три класса элементов опыта: ощущения, чувства и представления.
Он также полагал, что элементы обладают измерениями, или свойствами. Так, интенсивность
указывает на то, насколько сильными или слабыми являются ощущения, т. е. громкий звук или тихий,
яркий свет или тусклый, сильный запах (или вкус) или слабый. Качество указывает на конкретный вид
опыта: определенная высота тона; цвет предмета (напр., красный или зеленый); кислый или сладкий
вкус пищи, а также холод, тепло, боль или щекотание при касании кожи. Длительность характеризует
период, в течение к-рого длится опыт. Ясность характеризует место данного опыта в сознании: то, что
находится в центре сознания, будет очень отчетливым, то, что находится на его периферии, —
туманным. Элементы чувств лишены измерения ясность. Титченер описал также свойство
экстенсивности, или объема, но считал его применимым только к зрительному опыту.
Под вниманием Титченер понимал орг-цию элементов сознания. Оно может быть произвольным,
как в случае, когда человек намеренно, преследуя определенную цель, направляет свое внимание на
какой-то конкретный объект.
В опыте элементы сознания предстают объединенными. Средством их объединения служит
ассоциация. Представления могут связываться по смежности (если нечто происходит вместе в
пространстве или во времени) и по сходству.
И Вундт, и Титченер разграничивали два мира опыта: ментальный (сознание) и физический.
Единственный аспект опыта, к-рый Вундту не удалось объяснить, — это значение конкретного
Hosted by uCoz