Navigation bar
  Print document Start Previous page
 139 of 1766 
Next page End  

добиться внимания, власти, реванша или продемонстрировать отказ от выполнения жизненных задач.
Примером др. успешной и широко распростр. программы В. р. является тренинг родительской
эффективности (parent effectiveness training)
Томаса Гордона. Этот подход осн. на клиенто-
центрированной терапии Роджерса, к-рая делает акцент на активном слушании и принятии как
содержания, так и выражаемых чувств в процессе коммуникации между людьми. Гордон учит, что
родители должны прекратить использование таких односторонних форм коммуникации, как порицание,
чтение нотаций и приказы. Поощряется самостоятельность детей в разрешении своих собственных
проблем и пропагандируется «беспроигрышный» метод разрешения конфликта, требующий, чтобы в
разрешении спорного вопроса учитывались потребности всех сторон.
Мн. программы В. р. опираются на принципы управления поведением, впервые
сформулированные Б. Ф. Скиннером. Этот подход подчеркивает необходимость систематического
использования положительного подкрепления, к-рое достигается при помощи к.-л. вознаграждения
ребенка вслед за возникновением у него желательного поведения. В дополнение к этому подходу,
родителям рекомендуется по возможности игнорировать негативное поведение и использовать не
унижающие достоинство ребенка формы наказания. Подчеркивается важность последовательного и
скрупулезного контроля за не более чем одним-двумя видами поведения за раз. Отличительной чертой
этого подхода является репетиция нового родительского поведения до его применения к детям.
Закон не требует от руководителей родительских групп специальной подготовки или сдачи
квалификационного минимума.
Руководители должны обладать определенными знаниями о ключевых этапах детского развития,
хорошими навыками межличностной коммуникации, соц. восприятия др., знанием групп. процессов и
располагать сведениями о существовании специализированных служб, куда при необходимости можно
обратиться за помощью.
Перспективы развития
Существует необходимость в разраб. или дальнейшем усовершенствовании программ В. р. из
специфических популяций, таких как родители-одиночки, родители особых детей и родители из групп с
низким социоэкономическим статусом и национальных меньшинств. Недостаток участия мужчин тж
является проблемой, к-рая требует к себе специального внимания. Группы, направленные на
формирование положительной Я-концепции, тж нужны родителям, поскольку они обеспечивают
необходимую им для успешного выполнения своей роли степень уверенности и упорства.
Будущие исслед. необходимо направить на выявление тех факторов, к-рые способствуют
повышению эффективности В. р. Изменения в аттитюдах, ценностях и поведении как родителей, так и
детей являются лишь нек-рыми из таких факторов, ожидающих своего изучения.
См. также Отношения «родитель ребенок», Родительская пермиссивность
Р. Б. Армстронг
Воспринимаемый размер (apparent size)
В. р., или оцениваемая на глаз величина, — важная тема в психологии зрительного восприятия.
Особое внимание ученых привлекли 3 аспекта этой темы. Первый касается константности величины,
или тенденции В. р. оставаться постоянным, несмотря на изменения размера ретинального
изображения. Второй аспект имеет отношение к иллюзиям величины, или неверному восприятию
размера объекта. Третья область интересов связана с объяснениями того, как воспринимается размер
объекта.
Среди предложенных теорий восприятия размера можно выделить 3 наиболее важных. Одна из
них, исходящая из предположения инвариантности отношения «размер—расстояние», утверждает, что
мы выводим В. р. объекта, принимая в расчет как размер ретинального изображения, так и
воспринимаемое расстояние до объекта. Иначе говоря, мы узнаем о величине объекта благодаря тому,
что, учитывая размер его изображения на сетчатке, принимаем во внимание и его видимую удаленность
от нас. Признаки воспринимаемого расстояния до объекта делятся на монокулярные (напр.,
аккомодация, линейная перспектива, воздушная перспектива, затенение, перекрытие, признаки высоты
и параллакс движения) и бинокулярные (напр., конвергенция и бинокулярный параллакс). Эта
классическая теория получила широкое признание, несмотря на нек-рые противоречащие ей факты.
Две др. теории подчеркивают важность идеи о том, что В. р. является функцией отношения
зрительных стимулов. Согласно теории относительного размера И. Рока и Ш. Эбенхольца, В. р. объекта
зависит от относительного размера др. объектов. Т. о., мы используем близлежащие объекты в качестве
Hosted by uCoz