возникла необходимость установить врожденный механизм зрительного реагирования на глубину. По
всей видимости, классическая теория требует коренного пересмотра.
Константность и иллюзии восприятия. Наши восприятия обычно лучше согласуются с
устойчивыми качествами объекта, чем с вызываемой ими кратковременной стимуляцией сенсорного
входа. Например, в нормальных условиях мы воспринимаем величину предмета совершенно
неизменной, хотя по мере приближения к нему размеры его изображения на сетчатке глаза существенно
увеличиваются. Однако в геометрических иллюзиях воспринимаемый размер объекта, при
неизменности его фактических размеров и размеров ретинального (сетчаточного) изображения,
разительно изменяется от добавления к нему лишь неск. наклонных линий. Иллюзии размера, формы,
цвета и др. качеств, как правило, весьма устойчивы и встречаются в нашей жизни повсюду.
Классическое объяснение феноменов константности сводится к тому, что мы учимся принимать
в расчет признаки глубины при оценивании размеров объектов, признаки освещенности при
оценивании их яркости и т. д. Хотя такое научение, происходящее в процессе нашего знакомства с
миром, выглядит правдоподобным объяснением константности восприятия, еще нужно объяснить,
почему такой опыт должен вызывать у нас иллюзии восприятия.
Феномены перцептивной организации. Перцептивная организация последний серьезный
вызов, к-рый феномены В. бросают классической теории. В основе феноменов перцептивной
организации лежит выделение фигуры из фона. Фигура это область пространства или совокупность
образующих контур линий, обладающие узнаваемой формой. Т. о., факторы, влияющие на
разграничение фигуры и фона, играют решающую роль в определении того, что станет объектом
нашего восприятия. Эти факторы изучались в основном в рамках самого известного из всех
оппозиционных классическому подходу направлений, а именно в гештальт-психологии.
Гештальт-теория
В этой теории, связываемой преимущественно с именами Макса Вертгеймера, Вольфганга
К¸лера и Курта Коффки, определенная конфигурация (Gestalt)
стимулирующих энергий, а не энергия
как таковая, признается существенным свойством стимула, на к-рое реагирует НС. Между стимульным
паттерном и реакцией стоят такие «законы организации», как «закон хорошего продолжения», согласно
к-рому мы воспринимаем состоящую из фигуры и фона структуру, прерывающую наименее плавно
продолжающиеся линии. Хотя такие наглядные демонстрации не подвергались ни количественной
оценке, ни объективному исслед., их вряд ли можно отнести к нерегулярно наблюдаемым явлениям в
сфере В.
Чтобы «выковать» теорию из таких демонстраций, гештальтисты выдвинули ряд понятий,
касающихся организации НС, к-рые коренным образом отличались от взглядов того времени. К
настоящему времени от них полностью отказались, но попытки сформулировать законы перцептивной
организации в объективной форме продолжаются до сих пор. В основном эти попытки базируются на
следующем принципе: наблюдатель воспринимает такую простейшую структуру, к-рую можно
привести в соответствие со специфическим паттерном стимуляции. Однако ни одна из этих попыток
пока не увенчалась успехом, и совр. версии классического подхода могут даже лучше объяснять мн.
гештальт-феномены, чем это делают гештальт-теория или ее последователи.
Пересмотренная классическая теория
Одна старая точка зрения, к-рую все больше поддерживают в последние годы, заключается в
том, что и феномены константности, и иллюзии это две стороны одного процесса, а именно: мы
воспринимаем те объекты или события, к-рые в обычных условиях чаще всего служат причиной
сенсорной стимуляции, испытываемой нами в данный момент. Согласно этому, наблюдатель должен
делать что-то наподобие перцептивных умозаключений или выводов, к-рые, как правило, бывают
верными, но иногда оказываются ошибочными.
Эту теорию трудно проверить, так как перцептивные умозаключения ненаблюдаемые
переменные. Брунсвик переформулировал ее: попадающий в глаз свет обычно содержит в своем составе
группы признаков, снабжающие нас информацией о регулярных физ. свойствах окружающей среды.
Любой отдельный признак имеет нек-рую вероятность оказаться правильным т. е. обладает своего
рода «экологической валидностью», и наблюдатель выучивается полагаться на каждый признак
соответственно его вероятности.
Для данного варианта классической теории В. описанный гештальтистами феномен
«фигура/фон» это просто перцептивный вывод о том, какая сторона контура (внутренняя или
внешняя) относится к поверхности объекта, а законы орг-ции просто набор вероятностных
признаков, на к-рых такие выводы базируются.
|