Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1415 of 1766 
Next page End  

области вычислительной техники, лингвистики и теории информ. Это стимулировало разработку
жизнеспособных теорий и значимых исслед. в различных областях психологии, особенно касающихся
изучения восприятия, памяти, внимания, речи, мышления и решения задач. Обработка информ. в
настоящее время является ведущим ориентиром в эксперим. психологии.
Научная перспектива обработки информ. представляет собой семейство разрозненных теорет. и
исследовательских программ. Как и в любом научном сообществе, здесь существует лишь частичное
согласие по исходным посылкам, теории и методологии исслед. Тем не менее, имеется достаточное
число совпадающих моментов для описания этого семейства как парадигматической подгруппы, четко
отличающейся от близких, таких как трансформационная лингвистика и психология Пиаже, или более
отдаленных подходов, таких как радикальный бихевиоризм.
Психологию обработки информ. можно разделить на элементы, возникшие внутри эксперим.
психологии, и элементы, заимствованные из внешних дисциплин. Внутренний вклад психологии
внесен, прежде всего, бихевиоризмом середины века, функционализмом вербального научения,
английской эксперим. психологией и теориями инженерной психологии и эргономики. Вклады др.
дисциплин включают мат. логику, технику связи и теорию информ., трансформационную лингвистику и
теорию вычислительных систем. Некоторые из этих предшествующих направлений и дисциплин были
положительно восприняты в целом или частично.
Влияние бихевиоризма середины XX века. Бихевиоризм был в основе своей
антименталистским, занимался изучением поведения животных и активно распространял принципы
обусловливания на все области психологии. Препятствия, возникшие при попытке распространить
теорию и метод бихевиоризма на символические процессы чел. — в частности, на языковые
способности — стали одним из основных факторов, стимулировавших возникновение парадигмы
обработки информ. Когда разочарование стало всеобщим, психологи обратились к др. теориям для
ориентации своих исследовательских программ. Результатом явился существенный отход от
бихевиоризма.
Психологи, работающие в парадигме обработки информ., все еще разделяют со своими
предшественниками-бихевиористами твердую веру в эмпиризм, операционализм и номотетический
идеал. Поэтому общие методологические и статистические предпочтения при смене парадигм
сохранились. Психологи приняли новые способы рассмотрения привычных вопросов и
модернизировали планы своих экспериментов.
Новый взгляд отверг некоторые аспекты бихевиористской традиции: всеобщую экстраполяцию
ограниченного набора принципов научения; получаемые на животных данные как источник осн.
принципов; и обусловливание как основную форму научения. Возможно, наиболее важно то, что
психологи, придерживающиеся парадигмы обработки информ., отказались от антименталистской
установки бихевиоризма, вместе с его крайним энвайронментализмом и исключительным акцентом на
внешних причинах поведения. Снова были признаны врожденные способности и предложены к
обсуждению внутренние процессы, такие как планы, стратегии, образы и решения. Эксперименты с
людьми в качестве испытуемых пришли на смену экспериментам с животными, а внутренние процессы
были увязаны с внешними детерминантами поведения. В конце концов, большинство исследователей,
занимавшихся психич. процессами более высокого уровня, обнаружили, что внутренние процессы и
структурные компоненты яв-ся достаточно приемлемыми элементами теории. Эта переориентация была
в значительной степени облегчена аналогиями, фактами, методами и теориями из родственных наук, к-
рые в том или ином аспекте занимались символами и их обработкой.
Влияние теории информации. Ошеломляющее развитие в XX веке техники связи
телефонии, радио и телевидения — произошло потому, что уже было известно многое о теорет.
сущности систем связи. Ученые-связисты сформулировали и подвергли проверке общие законы,
описывающие обобщенные режимы работы идеальных и реальных систем связи. Понятия и законы,
пригодные для характеристики систем связи, применялись к биолог. и физ. системам, обычно не
рассматриваемым в качестве информ. каналов.
На раннем этапе развития на психологов, работавших с парадигмой обработки информ.,
произвела большое впечатление возможная аналогия челов. информ. процессора с описанным в теории
связи информ. каналом. Некоторые способности чел. представлялись в виде части информационно-
управляющего канала, обладающего внутренними состояниями и ограничениями. Были спланированы
исслед. для определения свойств канала и способности к передаче различных типов информ. Ряд
технических понятий, таких как «неопределенность», «информация», «бит», «источник», «сообщение»,
«адресат» и «кодирование», был позаимствован из теории связи. Главным импульсом для
Hosted by uCoz