не нуждаются в специальных познаниях, что точный психол. диагноз не яв-ся необходимым для
проведения эффективной психотер. и что мн. из условий, к-рые др. психотерапевтами обычно
считаются необходимыми для эффективной психотер., яв-ся несущественными. Последующие исслед.
вроде бы подтверждают смелое утверждение Роджерса о том, что особенности личности
психотерапевта яв-ся решающими переменными в том, что касается определения конструктивных рез-
тов терапии.
Дж. Палмер писал, что мн. психотерапевты-методисты сходятся в том, что какая-то форма
психотер. яв-ся полезной и даже необходимой для обучающегося психотер. Согласно Палмеру,
психотер. помогает стажеру справиться с собственной тревогой, чувствами вины, гнева, депрессии и др.
неразрешенными психол. проблемами, мешающими установлению эффективных терапевтических
отношений.
Работа А. Айви и Дж. Отье имеет прямое отношение к вопросу обеспечения стажеров-
психотерапевтов опытом, способствующим развитию того, что было назв. терапевтическими
условиями. Их подход к тренингу консультантов и психотерапевтов, известный как
микроконсультирование, ориентирован на формирование измеримых, доступных квантификации
навыков. Микроконсультирование разбивает терапевтические условия на более мелкие и строго
определяемые компоненты, что делает возможной систематическую работу над этими навыками.
Специфические навыки и аттитюды, находящиеся в фокусе тренинга консультантов, это эмпатия,
принятие, уважение и душевная теплота, конкретность, непосредственность, искренность и
конфронтация. Модель навыков эффективной помощи, разраб. Иганом, включает следующие навыки:
внимание и выслушивание как основы эффективного реагирования; точная эмпатия и поощрение
самоисследования через самораскрытие; проявление уважения и искренности как основа
терапевтических отношений; навыки резюмирования, сообщения информ. и выражения несогласия;
навыки конфронтации, самораскрытия консультанта и немедленного реагирования, а тж умение помочь
клиенту разраб. программу действий, предположительно ведущих к изменению поведения.
См. также Компетентность в психологии, Послевузовская подготовка в области психологии
Дж. Кори
Терапия тупика / преимущества (impasse / priority therapy)
Т. т./п. представляет собой четырехчастную терапевтическую структуру, имеющую своей целью
приводить людей из ситуации минуса в ситуацию плюса. Теоретически считается, что все люди
движутся к к.-л. целям, но в нек-рых случаях цели имеют скорее «бесполезный», чем «полезный»
характер. Задача этой терапевтической модели изменить направление движения участников в
сторону полезности, рассматриваемой с т. зр. соц. интереса.
Т. т./п. проводится в четыре этапа. Во-первых, это индивидуальная терапия, к-рой предшествует
первичная беседа с клиентом; этот этап занимает около двадцати сеансов. Далее следует марафон, к-
рый проводится в течении пяти дней подряд, по восемь часов в день. Третьим этапом яв-ся семинар,
длящийся в течение года, когда проводится сорок групп. занятий. Через каждую неделю проводится
групп. занятие длительностью пять часов. Четвертый этап представляет продвинутое обучение и работу
в об-ве. Участники теперь рассматривается в качестве «обучающихся», им рекомендуется включиться в
курсы продвинутого обучения и добровольную работу в службе телефонного кризисного
консультирования по «горячей линии», исходя из теорет. предпосылки, что лишь к.-л. общественно-
полезная деятельность гарантирует хорошее психич. здоровье.
См. также Групповая психотерапия, Новаторские психотерапии
Н. Кефир
Терапия фиксированных ролей (fixed-role therapy)
Этот подход к психотер., разраб. Дж. А. Келли, используется для изучения проблем личного
стиля жизни, а тж в терапевтических целях. Теория Т. ф. р. осн. на гипотезе Келли о том, что каждый
индивидуум формирует уникальную иерархически организованную систему личных конструктов, к-рая
руководит его поведением благодаря возможности предвидеть события. В ходе Т. ф. р. клиенты с
помощью психотерапевтов активно экспериментируют с разыгрыванием гипотетических ролей в
течение одной или неск. недель. Короче говоря, в своей реальной жизни они изображают кого-то др.
Проведение Т. ф. р. начинается с того, что клиенты в письменном виде составляют свои
|