Тесты способностей нередко имеют более широкую сферу охвата, чем тесты достижений, однако
зачастую бывает очень трудно разграничить их на основе специфических заданий. Главное различие
между ними заключается в их назначении: тесты способностей предсказывают обучаемость, тогда как
тесты достижения оценивают результаты прошлого обучения и текущие знания. Возникающее порой
смешивание этих разновидностей тестов вполне объяснимо, поскольку мн. тесты достижений
предсказывают последующее обучение лучше некоторых тестов способностей, в особенности когда
предсказываемые достижения относятся к узко определяемой области. Анна Анастази в
«Психологическом тестировании» [см. А. Анастази, С. Урбина, Психологическое тестирование, СПб.,
Питер, 2001. Примеч. ред.] и Ли Кронбах в «Основах психологического тестирования» (Essentials of
psychological testing)
показывают, что различие между тестами способностей и достижений можно
отобразить на континууме, на одном конце к-рого находятся тесты специфических, школьных
достижений (напр., тесты, создаваемые учителем для применения в своем классе), а на другом тесты
общих способностей (напр., тесты интеллекта). Такие тесты способностей, как Тест академических
способностей (SAT)
и Письменные экзамены для аспирантов (GRE),
попали бы в середину этого
континуума.
Надежность и валидность тестов способностей. Тесты способностей должны обладать
специфическими видами валидности и надежности. Крайне важно, чтобы такие тесты показывали
прогностическую валидность, то есть то, в какой степени тестовые показатели могут предсказывать
заданный критерий. Т. о., показатели тестов способностей используются не для определения
успешности выполнения содержащихся в них заданий, а для прогнозирования некоторого релевантного
критерия (напр., Тест аналогий Миллера (Miller Analogies Test)
может использоваться для
прогнозирования успешности обучения в аспирантуре). Обычно для описания прогнозируемых связей
используются коэффициенты корреляции, при этом корреляции от 0,40 до 0,50 считаются уже
приемлемыми. Некоторым тестам способностей, особенно общим тестам интеллекта (таким как Шкала
интеллекта Стэнфорд-Бине), желательно также иметь конструктную валидность.
IQ-тесты. В 1917 г. военным ведомством США при содействии Американской психологической
ассоциации были разработаны и апробированы групповые интеллектуальные тесты, получившие
название Армейский альфа и Армейский бета. Они могли проводиться одновременно на больших
группах людей и оказались полезными при отборе строевых офицеров и офицеров запаса. Множество
др. интеллектуальных тестов, разработанных впоследствии для нужд школьного образования, были
созданы по образцу Армейского альфа-теста.
Если показатели большой группы детей по тесту интеллекта представить в виде графика,
показывающего частоту встречаемости каждого показателя, получится колоколообразная нормальная
кривая. Среднее (или усредненный показатель) всегда равно 100, а стандартное отклонение
примерно 15. Дети, показатель к-рых не достигает 70 (нижние 2% населения), могут быть отнесены к
категории детей с психической задержкой развития или умственно отсталых, тогда как детей с
показателями выше 130 (верхние 2% населения) иногда относят к категории одаренных.
Многофакторные тесты способностей. Многофакторные тесты способностей содержат набор
субтестов, измеряющих различные способности. Эти субтесты оценивают более широкий спектр
способностей, нежели IQ-тесты. Получаемая с их помощью информация оказывается полезной в
профессиональном и образовательном консультировании. Вся батарея субтестов стандартизуется на
одних и тех же людях, что позволяет проводить сравнения по различным субтестам и
идентифицировать слабые и сильные способности.
Одной из наиболее широко используемых комплексных батарей способностей является
Дифференциальный тест способностей (DAT). DAT включает восемь субтестов: «Вербальное
рассуждение», «Оперирование числами», «Абстрактное рассуждение», «Скорость и точность
конторских операций», «Механическое рассуждение», «Пространственные отношения», «Орфография и
Словоупотребление». Объединение показателей по субтестам «Вербальное рассуждение» и
«Оперирование числами» дает комплексный показатель, сопоставимый с общими показателями IQ
по
пересмотренной шкале интеллекта Векслера для детей (WISC-R)
или по шкале Стэнфорд-Бине. DAT
используется в работе с учениками 89 классов, чтобы обеспечить их релевантной информ. как раз в то
время, когда они планируют дальнейшее образование.
К многофакторным тестам способностей также относятся: Батарея тестов общих способностей
(GATB) Управления размещения и регулирования рабочей силы США, содержащая 12 тестов и дающая
показатели по 9 факторам; Батарея профессиональной пригодности Вооруженных сил США (ASVAB);
Тест способностей для не умеющих читать (Nonreading Aptitude Test, NATB);
Комплексная батарея
|