обработки и анализа визуальной информ. требует в качестве первой ступени фигуративного синтеза,
описанного Ульриком Найссером в «Когнитивной психологии» (Cognitive psychology). Фигуративный
синтез это способ перенесения стимульной информ. из и конического образа и ее синтезирования в
форму. Чтобы узнавание конфигурации или формы стало возможным, эта синтезированная информ.
переносится в память для порождения однозначно определяемой реакции. Одной из важнейших
проблем в области распознавания или восприятия изображений теоретики считают установление того,
как организмы узнают формы или очертания независимо от размеров предмета, положения его образа
на сетчатке, искажений вследствие плохой видимости, фрагментарности изображения, как например, на
картинках или в мультфильме.
Два осн. направления в теории восприятия это теория извлечения признаков и теория
сравнения с шаблоном. Большинство исследователей сходятся во мнении, что организмы реагируют на
организацию дифференциальных признаков, как это продемонстрировал Уильям Аттел в экспериментах
на людях по распознаванию размытых букв. Эти опыты описаны в его книге «Психология сенсорного
кодирования» (The psychology of sensory coding).
В книге «Зрение и зрительное восприятие» (Vision and visual perception)
Кларенс Грэхем
указывает, что исслед. восприятия формы включают «идентификацию и спецификацию условий,
необходимых для называния, распознавания, указания или различения форм или их аспектов». Первый
аспект восприятия формы, рассматриваемый автором, это восприятие контура. Большинство исслед.
восприятия формы/очертаний основывается на базисных аспектах зрения, к к-рым относятся
характеристики распределения яркости, производящие линии или полосы Маха, воспринимаемые
признаки форм, фигуративные послеэффекты (включая влияние пространственных и временных
факторов, смещение и эффекты наклона), изменения зрительной иллюзии, обусловленные
непредусмотренными признаками, и оценка вертикали.
Рассматривая трехмерное восприятие, Джеймс Дж. Гибсон в книге «Экологический подход к
зрительному восприятию» (The ecological approach to visual perception)
отметил, что восприятие
предмета может основываться только на восприятии формы. Гибсон считает, что признаки являются
важными по той причине, «что значение имеет не форма как таковая, а параметры вариации формы».
Хотя форма и очертания часто используются как синонимы, Леонард Зусне отмечал в своей
работе «Зрительное восприятие формы» (Visual perception of form), что «форма» это более общий
термин, а «очертания» более специфический. Он тж указывал, что нет единого мнения о том, что
следует понимать под формой, однако специфические операции побудили исследователей к
использованию этого термина. Эти операции включают «материальную характеристику объекта в
трехмерном пространстве, проекцию этого объекта на двумерную поверхность, его плоскостное
рисуночное изображение, схематическое изображение контуров в одной плоскости или вычисление
координат объекта в евклидовом пространстве».
См. также Константность, Восприятие
Н. С. Андерсон
«Восточно-западная» психология (east-west psychology)
Термин «В.-з.п.» используется для описания попыток объединения религий, философских теорий
и психол. практик Востока с психол. теорией и практикой Запада. Восточная традиция тесно связана
конфуцианством, даосизмом, индуизмом, буддизмом и исламом. Зап. психол. традиция включает в себя
ведущие психоаналитические, бихевиоральные и гуманистические теории.
Интересы В.-з.п. распространяются на некоторые состояния, выходящие за границы эго и
уровней личности в том виде, как они определяются в традиционной зап. психологии; в частности, к
ним относятся обычные и измененные состояния сознания, мета-или оптимальное здоровье,
самоактуализация и челов. потенциал, а также полный спектр экзистенции и развития чел.
Границы западной психологии
Для зап. цивилизации характерно понимание различных явлений, опирающееся в основном на
рациональный и объективный подход. Классическая греческая философия рассматривала Вселенную
как постижимую путем редукционизма, делящуюся на элементы без остатка, статическую,
нерелятивистскую и атомистическую. Согласно философии Декарта, материя и дух принципиально
различны.
Роджер Уолш и др. в работе «Столкновение парадигм» (Paradigms in collision)
описали
различные уровни и цели психотерапевтического вмешательства как а) традиционно
|