Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1461 of 1766 
Next page End  

пространственно—временных отношениях и чисто механистических представлений о Вселенной. Вряд
ли стоит говорить о том, что крайности Т. п. порождают изрядный скептицизм.
См. также Восточная/западная психология, Религия и психология, Трансперсональная психология
(II)
Н. Сандберг, К. К¸тцер
Трансперсональная психология (II) (transpersonal psychology II)
Западные психиатрия и психология, порожденные интересом к патологии, лишь недавно
обратили внимание на психол. здоровье и благополучие, а обратив, начали понимать, что изучение
абсолютно здоровых людей может послужить основой для создания моделей челов. природы и
потенциала, отличных от моделей, создаваемых на основании рез-тов изучения патологий.
Значительная часть новой информ. противоречит традиционным моделям, и Т. п. обратилась к западной
науке и к восточной мудрости, пытаясь интегрировать знания о культивировании психол. благополучия,
накопленные обеими традициями.
Термин «трансперсональная» был введен для описания состояний, о к-рых сообщали
совершенно здоровые люди и люди, занимающиеся различными видами тренировки сознания, такими
как медитация и йога, опыт к-рых расширяется за пределы личного (персоны, личности или эго). Т. п.
возникла в конце 1960-х гг. преим. на базе гуманистической психологии. Ее появлению способствовало
развитие мн. направлений психол. науки и культуры в целом, включая возросший интерес к природе
сознания и его изменениям и к появлению психоделиков, совпавшее по времени с ростом интереса к
культуре и науке Востока. Постепенно пришло осознание того факта, что нек-рые незападные
психологии в ряде свойственных только им аспектов — не менее развитые науки, чем зап. психология,
и что они проявляют особый интерес к психич. здоровью и челов. потенциалу. Накопление рез-тов
эмпирических исслед. в таких областях, как биолог. обратная связь, измененные состояния сознания и
медитация, постепенно сформировало исследовательскую базу, на к-рой и возникла трансперсональная
перспектива, т. е. произошло событие, аналогичное тому, к-рое произошло в совр. физике.
Т. п. признает, что все варианты психологии яв-ся по сути моделями, и как таковые не могут
претендовать на роль «абсолютной истины»; они, скорее, представляет собой лишь некий неизбежно
ограниченный образ реальности. Более того, эти модели дополняют друг друга, а не противоречат одна
др. Именно поэтому Т. п. особенно заинтересована в широкой интеграции различных идей,
представленных в самых разных школах психологии, — Восточной и Западной, поведенческой и
динамической, экзистенциальной и соц.
Трансперсональная модель
Сознание. Т. п. исходит из того, что спектр состояний сознания весьма широк и что нек-рые
состояния потенциально полезны и функционально специфичны, а нек-рые представляют собой
поистине высшие состояния. Термин «высшие» в данном контексте означает, что эти состояния
обладают не только всеми свойствами и возможностями низших состояний, но и дополнительными
свойствами и возможностями. Более того, широкий круг публикаций о разнообразии культур и практик
личностного роста содержит указание на достижимость этих высших состояний. Однако традиционная
зап. перспектива признает существование весьма узкого спектра состояний, напр., бодрствование, сон,
интоксикация, делирий. Более того, почти все измененные состояния считаются вредными, а
«нормальность» признается оптимальным состоянием.
Мотивация. Трансперсональные модели склонны признавать орг-цию мотивов по
иерархическому принципу, аналогично тому, как это делал А. Маслоу, к-рый первым из зап. психологов
предложил четкую иерархическую модель, включавшую «высшие» мотивы. Подобные модели можно
найти и в восточной психологии.
Первым из этих высших мотивов яв-ся самотрансценденция — внутреннее побуждение к
получению опыта и бытию, к-рые превосходят обычные эго-состояния и границы опыта и
идентичности, или, говоря иначе, влечение к трансперсональным сферам. Полагают, что у редкого чел.,
к-рый достигает этих уровней (напр., у того, кто послужил прототипом мудреца, гуру или святого для
даосизма, буддизма, дзэн-буддизма или индуизма), границы эго-идентичности и личных мотивов были
преодолены.
На первых ступенях этой иерархической лестницы располагаются чисто физиолог. потребности;
чем выше ступень, тем более психологична потребность; потребности, занимающие в этой иерархии
разное положение, отличаются тж и «по качеству»: при переходе с низших ступеней на более высокие
Hosted by uCoz