Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1465 of 1766 
Next page End  

Т. и стресса. Т., или состояние потери равновесия, возникает, когда испытываемый человеком уровень
стресса не соответствует оптимальному для его конституции. Спокойствие, или состояние равновесия
либо псевдоравновесия (malequilibrium), возникает при оптимальном уровне стресса, соответствующем
конституции индивидуума, как в случае здорового баланса (равновесие), так и в случае нездорового
баланса (псевдоравновесие). Т. может быть адаптивной, если достаточно выражена и сигнализирует
индивидууму о необходимости изменений, и неадаптивной, если ее уровень настолько высок, что
вызывает иммобилизацию, или же слишком низок, чтобы мотивировать к каким-либо действиям.
Теории научения и поведенческие теории. Э. С. Каплан описала основное различие между
поведенческими теориями Т. (включ. теории научения), с одной стороны, и психодинамическими или
психоаналитическими теориями Т., с др. стороны: первые фокусируют внимание на ближайших
(проксимальных) стимулах, в то время как последние придают значение отдаленным (дистальным)
причинам. Бутзин и Макс характеризуют его так: «В психодинамической теории тревога или
избегающее поведение интерпретируется как признак лежащего в основе интрапсихического конфликта
(дистальный стимул); в теориях научения и поведенческих теориях тревога считается реакцией на
какой-то непосредственно предшествующий ей стимул, поддерживаемой подкрепляющими
последствиями (проксимальные стимулы)». Непосредственные причины могут быть внешними, как,
напр., ожидание предстоящего экзамена или отвержение значимым другим, либо внутренними, напр.,
принижение своих достоинств или воображаемые опасности.
С поведенческой т. зр., важные данные содержатся в исслед. павловского (классического)
обусловливания, подобных первому такому исслед., проведенному Дж. Б. Уотсоном и Р. Рейнер на
ребенке. Более совр. модификации теории классического обусловливания придают значение обработке
информ. и ожиданиям, а не только образованию связи между стимулом и реакцией на основе
подкрепления. Согласно А. Р. Вагнеру и Р. Ресколе, напр., павловское обусловливание условных
раздражителей происходит благодаря обеспечиваемой ими новой информ. о безусловном раздражителе,
такой как его величина или частота появления. Исслед. научения избеганию пролили дополнительный
свет на этот вопрос, начиная с двухпроцессной теории Маурера применительно к первому процессу,
павловскому обусловливанию страха на нейтральный (условный) раздражитель; второй процесс
происходит, когда организм избегает ситуации, что подкрепляется уменьшением страха. Более поздние
исслед., однако, привели к заключениям, таким как вывод Хернштейна, что условные раздражители
сигнализируют о возможности подкрепления или наказания, но не выполняют функцию подкрепления
или наказания. Бандура подчеркивает предиктивное значение нейтральных стимулов, сочетанных с
аверсивными. Раз установившись, защитное поведение сохраняется, потому что избегание лишает
испытуемого или подопытное животное всякой возможности узнать, что исходные раздражители,
возможно, претерпели изменения и больше не несут в себе опасности.
Вторая группа важных поведенческих исслед. основана на модели оперантного обусловливания,
в к-рой подкрепление или наказание зависит от реакции испытуемого или подопытного животного.
Теоретики этого направления концентрируют внимание на поведении избегания и его результатах;
терапевтическое
воздействие при этом включает положительное подкрепление все более точного
воспроизведения желаемого поведения приближения. Акцент делается на подкрепляющих и
сигнальных (дифференцировочных) стимулах, а не на условных раздражителях.
См. также Эмоции, Стресс, Последствия стресса
И. Л. Куташ
Тренинг ассертивности (assertiveness training)
Т. а. разработан Эндрю Солтером и популяризован Джозефом Вольпе и Арнольдом Лазарусом.
ТА чаще всего составляет один из аспектов более широкой терапевтической программы. Его цели
включают: а) повышение осознанности личных прав; б) различение неассертивности, ассертивности и
агрессивности; в) обучение вербальным и невербальным умениям. Последняя категория включает
умения говорить «нет», обращаться с просьбами и выдвигать требования, выражать положительные и
отрицательные чувства, начинать, поддерживать и заканчивать разговор.
Т. а., в том виде как он обычно практикуется, требует определения специфических ситуаций, в к-
рых клиент обычно ведет себя дезадаптивно — т. е., неассертивно или агрессивно. Практически нет
доказательств, подтверждающих существование генерализованной черты ассертивности. Для оценки
реакции клиента на различные ситуации имеется целый ряд опросников в форме самоотчета: Инвентарь
отстаиваемых прав (Assertion Inventory), Инвентарь утверждений о собственной ассертивности
Hosted by uCoz