В XX в. зап. наука была вынуждена признать, что классическая концепция редукционизма и
делимой (вплоть до атомарного уровня) Вселенной не объясняет всей совокупности наблюдаемых
явлений. Современная теоретическая физика противопоставила существовавшей ранее
редукционистской и статической модели мира новую модель, в которой признается целостность,
неделимость, взаимосвязанность и динамичность Вселенной, что свидетельствует в пользу
достоверности содержания некоторых мистических озарений. Эта позиция хорошо согласуется с В.-з. п.
и поддерживает ее появление.
Изменения в культуре, вызванные ширящимся движением за челов. потенциал, кросс-
культурные влияния, крах материалистических иллюзий, а также использование психоделических
препаратов и технологий для индуцирования высших состояний сознания, заставили зап. психологию
расширить границы своих исслед. и включить в них проблемы и ценности, уже изученные и описанные
на Востоке.
Технические достижения позволили исследователям описать физиолог. и биохимические
корреляты измененных состояний сознания. По мере того как специалисты в области психич. здоровья
индивидуально и коллективно приобщались к восточной философии и попадали под ее влияние,
они начинали использовать ее идеи при создании собственных психол. теорий и процедур.
Очевидным результатом этого синтеза стало создание трансперсональной психологии,
документально подтвержденное выходом первого номера специализированного журнала в 1969 г.
А. Маслоу предвидел, что четвертой силой психологии будет психология «трансперсональная,
трансчеловеческая, сосредоточенная скорее на космосе, нежели на нуждах и интересах чел., выходящая
за пределы челов. качеств, самоопределения, самоактуализации и тому подобного». Трансперсональная
психология воспринимается как многообещающий признак продвижения вперед и как растущее
осознание возможности выйти за пределы, обозначенные большинством традиционных зап. моделей
психич. здоровья.
Движение трансперсональной психологии объединило представления, характерные для других
традиций, с представлениями современной глубинной психологии; оно также повлияло на
возникновение парадигмы, включающей модель, ориентированную скорее на здоровье,
трансценденцию и трансперсональный подход, чем на патологию, приспособление и личностный
подход.
В области охраны и психологии здоровья восточные практики получили признание и были
включены в традиционную зап. систему охраны здоровья и предоставления мед. услуг. Исслед. с
использованием аппаратуры биолог. обратной связи существенно расширили горизонты поведенческой
и физиолог. психологии.
В качестве специфического метода тренировки ума, повышения уровня осознания и
направленности внимания медитация получила широкое признание в таких областях, как личностный
рост, психич. здоровье и формирование умений справляться со стрессом. По некоторым оценкам к 1980
г. только в США некоторыми формами медитации овладели более 6 млн чел. В клиниках обучают
медитации как средству снижения стресса, контроля аддикции и усиления способности к совладанию
(coping ability).
На пед. психологию оказало влияние осознание того, что в стимуляции нуждаются оба
полушария мозга, что развитие креативности, воображения и фантазии через рецептивный модус столь
же важно, как и развитие логики и рационального мышления через активный модус.
См. также Гуманистическая психология, Трансперсональная психология, Йога
С. Ф. Уоллок
Временная перспектива (time perspective)
В. п. область исслед., вызванных стремлением понять, каким образом и почему мы обращаем
свои мысли за пределы текущего момента.
Для начала полезно указать на отличия этого процесса от восприятия времени. Наши
«субъективные часы» могут спешить или отставать в сравнении с объективным ходом времени, на них
также влияют особенности текущей ситуации с кем мы, что мы делаем и что чувствуем. Г. Николе
отмечает, что психологи одно время возлагали надежды на обнаружение «ощущения времени»,
сопоставимого с др. модальностями ощущений. Вместо этого оказывается, что ощущение течения
времени, вероятно, является не простой, независимой функцией, а возникает в результате сложных
процессов обратной связи, к-рую мы получаем из внутренней и внешней среды.
|