Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1471 of 1766 
Next page End  

отношении детенышей животных и маленьких детей наблюдатели выделяют роль игры в расходовании
излишков энергии и ее полезность как средства в овладении умениями. Такое представление об игре
используется при терапевтической работе с детьми. Аналогичным образом, игра рассматривается как
средство для опробования детьми своих будущих взрослых ролей и подготовки к ним.
Вся история образования отмечена заботой о сохранении спонтанности, обеспечивающей
поддержание прилагаемых усилий на должном уровне. Наблюдатели детской игры отметили, что в
аморфную, спонтанную игру маленького ребенка вскоре начинают проникать формализованные
правила, к-рые вводят спонтанность в русло очерченных границ. Физ. и интеллектуальное развитие
ребенка сопровождается все более усложняющейся игрой, требующей владения соответствующими
умениями. Т. о., по мере развития и созревания все больший и больший вес приобретают принуждение
и усилие. Игра становится больше чем просто радостным проявлением энергии, в к-ром усилие не
играет заметной роли.
Труд и игра в профессиональной деятельности. Практически все люди сталкиваются с
необходимостью добывания материальных средств для выживания или приобретения дополнительных
удобств. В трудоинтенсивных об-вах (work-intensive societies)
у мужчин и женщин было больше
возможностей сочетать процесс добывания средств к существованию с гибкостью для самовыражения.
Наше совр. технологическое об-во с преобладанием механизированного труда делает проблематичным
сохранению в работе таких элементов.
Существует ли к.-л.. способ защититься от превращения работы в отчужденный
обременительный труд? Марксистские философы, такие как Герберт Маркузе утверждают, что при
социализме, когда работник ощущает себя контролирующим более крупный процесс пр-ва, повышение
производительности за счет использования машин может превращаться в более значительный объем
свободного времени, делая возможным уподобление труда игре. Он утверждает, что ощущение
отчужденности труда вызывается тем избыточным давлением, к-рое осуществляется капитализмом с
целью поддержания своей экономической системы.
Психологи и социологи труда обращают внимание на то, что большинство сложных видов
деятельности и профессий требуют и предоставляют возможность полной самоотдачи и гибкого
самовыражения, сочетая в себе принуждение, усилие и спонтанность, к-рые характеризуют слияние Т. и
и. Изучение личностного развития и психол. характеристик и требований, предъявляемых
разнообразными профессиями и классами профессий, обеспечило основу для оказания помощи
ищущим профессиональной реализации людям в выборе оптимального согласования желания
материальной отдачи с желанием получать удовлетворенность от работы.
Остается вопрос о том, применимо ли это ко всем видам работы. Марксистский ответ исходит из
признания антигуманистического элемента во взаимодействии человека и машины и пытается лишь
ограничить его продолжительность. Р. Блаунер обнаружил, что отношение работника к
технологической организации трудового процесса и соц. орг-ции завода зависит от того, испытывает ли
этот работник ощущение контроля нежели подвластности, ощущение осмысленной цели нежели
изоляции, и ощущение непосредственного участия нежели отчужденности и неудовлетворенности. Эти
соображения повлекли за собой множество усилий в отношении укрупнения технологических
операций, чередования работы или ее радикальной модернизации, чтобы дать работникам возможность
достичь желаемых уровней внутренней удовлетворенности своей трудовой жизнью.
Труд и игра на досуге и после выхода на пенсию. Опросы использования работниками своего
свободного времени показывают, что они тратят его на дополнительную работу, образовательную
деятельность, домашнюю работу и воспитание детей. Часть этих форм активности яв-ся выражением
того же самого экономического давления, к-рое превращает труд в необходимость. Однако эти данные
также говорят о том, что основная мотивации деятельности во время досуга заключается не в
исключении усилия, а в облегчении давления принуждения.
См. также Игра, Циклы труда и отдыха
Э. Бордин
_У_
Убеждающие коммуникации (persuasive communications)
Значительная часть цивилизации — рез-т У. к. Политические лидеры, священники, родители и
Hosted by uCoz