Если обнаруживается, что чел. не яв-ся уголовно ответственным (т. е. признается невиновным по
причине невменяемости), он может удерживаться в больнице ввиду своей психич. неполноценности.
Такой чел. может удерживаться до тех пор, пока суд не определит, что данный индивидуум не страдает
психич. расстройством или дефектом, к-рые бы в рез-те его освобождения создавали реальную угрозу
серьезного телесного ущерба др. чел. или серьезного ущерба собственности др. чел.
Существующие предложения отменить защиту ссылкой на невменяемость связаны с правилом,
формулируемым как «виновен, но психически болен». Это правило гласит, что при обвинении чел. в
преступлении следует в первую очередь опираться на факты, после чего его психич. состояние будет
обусловливать решение по делу. В соответствии с этим представлением все люди яв-ся ответственными
за свои действия, однако психически больных преступников следует прежде всего лечить, а не
наказывать.
См. также Дееспособность, Преступность, Судебная психология
Р. Марвит
Удивление (surprise)
У. это кратковременная, быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие.
Существовавшая до того активность резко обрывается. Выражение лица приобретает характерные
черты: широко раскрытые глаза, поднятые брови, наморщенный лоб и полуоткрытый круглый рот. При
крайней степени У., особенно при испуге, наблюдаются моргание глаз и постуральные реакции. Это
одна из наиболее легко распознаваемых и универсальных эмоций. Е¸ физиолог. корреляты в целом яв-
ся теми же, что и при увеличении возбуждения.
У. м. б. неприятным, приятным или тем и и др. одновременно. Томкинс описывает У. как
состояние «сброса», при к-ром разум на долю секунды очищается от мыслей.
У. может варьировать от сравнительно рефлекторной до высокой степени когнитивной реакции.
В форме рефлекторной реакции оно тесно связано с испугом и ориентировочным рефлексом. Оно тж
тесно связано с когнитивным несоответствием рассогласованием, дисбалансом или диссонансом. В
более узком смысле это реакция на внезапное изменение в уровне согласованности.
Удивление первичная эмоция. Для выделения первичных (базисных) эмоций предлагались
многочисленные критерии, включая универсальность выражения и распознавания,
нейрофизиологический субстрат, филогенетическую и онтогенетическую первичность, адаптивную
функцию, согласующийся гедонистический тон и продолжительность во времени. Определяемое с
включением в него реакции испуга, У. без труда отвечает любому из этих критериев, за исключением
двух последних. Большинство теоретиков пренебрегают этими двумя критериями, в рез-те чего У.
практически неизменно входит в состав каждого известного перечня первичных эмоций.
Репрезентативным может служить перечень Плучика: радость, печаль, принятие, отвергание, страх,
гнев, предвкушение и У.
Испуг и ориентировочная реакция. Испуг в чистом виде комплексная непроизвольная
реакция на внезапный и сильный раздражитель. Неожиданность может усиливать реакцию испуга.
Чрезвычайно сильный раздражитель тж может способствовать усилению испуга, но не обязательно.
Внезапность же необходима для испуга или У.
У. связано с ориентировочной реакцией (ОР), или реакцией на новые раздражители, при к-рой
животное или чел. ориентирует свое тело и органы чувств в направлении этих раздражителей.
Научение. Л. Кеймен высказал предположение, что для вырабатывания условной реакции
раздражитель должен вызывать У. В поддержку этого тезиса он привел яркие демонстрации блокировки
неблагоприятного исхода обусловливания, при к-ром игнорировались значимые, но избыточные (и т.
о. не вызывающие У.) сигналы. Наряду с этим было продемонстрировано явление контрблокировки,
или «сверхобусловливания», при к-ром, напр., хорошее событие (пища) вызывало сильное У.
вследствие ожидания плохого события (удара электрическим током).
Рескола и Вагнер формализовали эту теорию обусловливания У. в виде простой модели
линейных операторов. Эта модель успешно интегрировала блокировку, контрблокировку и нек-рые др.
интуитивно неочевидные феномены обусловливания. Вагнер расширил эту модель, чтобы включить в
нее как простое привыкание, так и сложные процессы обработки информ. у людей. Все уровни
научения в этой модели оказались взаимосвязанными через понятие удивительности раздражителя.
Познание. Одна из областей исслед., связывающих У. с челов. познанием, относится к изучению
вызванных внешним раздражителем корковых потенциалов (event-related electroencephalogram
|