Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1477 of 1766 
Next page End  

только психологи предлагают услуги в сфере психологии или психич. здоровья: этот сектор наполнен
группами поставщиков услуг.
Точно так же, как раньше обвиняли психиатрию в том, что она пытается «контролировать»
область психич. здоровья, «вышвыривая» из нее представителей др. профессий, сейчас обвиняют
психологию в попытке предотвратить получение лицензий др. специалистами в области психич.
здоровья. Видя успех, к-рый имела психология при принятии законов о лицензировании и аттестации в
тех или иных регионах, специалисты в области психич. здоровья все чаще пытаются получить
лицензию психолога или юридически определить свою собственную специальность. Психология,
несомненно, сменила сейчас статус зарождавшейся профессии, какой она была 30 лет назад, на более
четко определенный статус профессии сформировавшейся, хотя она все еще и находится на пути к
тому, чтобы стать полностью признанной, и ее продолжают обвинять в необоснованных претензиях на
такое признание, в недостаточной заботе о защите потребителей, недостаточной компетентности и
недостаточном дальнейшем образовании. Сейчас психология уделяет больше внимания этим вопросам.
В настоящий момент более ясными становятся определения таких понятий, как «психолог» и
«докторская программа по профессиональной психологии». Это, однако, может привести к чувству
исключительности и высокомерия.
См. также Комитет по профессиональной психологии США, Американская психологическая
ассоциация, Компетентность в психологии, Профессиональная этика
Н. Эбелис
Умственная отсталость (mental retardation)
История развития понятия «умственная отсталость»
Понятие «У. о.» является относительно новым, впервые оно появилась в середине XIX в. До
этого индивидуальные различия в уровне интеллекта не привлекали к себе особого внимания. В конце
XVII в. наблюдатели стали замечать принципиальное различие между психически больными и
умственно отсталыми людьми. Французский ученый Эскироль постулировал, что осн. различие между
У. о. и помешательством состоит в том, что первая связана с процессом развития индивидуума.
Эскироль предложил первую систему классиф. умственно отсталых, к-рая в целом соответствует совр.
категоризации глубокой, тяжелой и умеренной степени задержки психич. развития.
В начале XX в. французское министерство просвещения поручило Альфреду Бине разработать
метод выявления детей, к-рые не смогут справиться с общеобразовательными учеб. программами.
Метод Бине, предложенный для скрининга У. о., стал первым тестом оценки уровня интеллекта. Первая
шкала Бине—Симона была опубликована в 1905 г. Редакция 1908 г. ввела понятие «умственный
возраст».
Льюис Т¸рмен из Стэнфордского университета перевел и переработал шкалу Бине—Симона,
опубликовав ее в 1916 г. как Шкалу интеллекта Стэнфорд—Бине. В нее был введен «коэффициент
интеллекта», или IQ: отношение умственного возраста индивидуума к его хронологическому возрасту,
умноженное на 100 (IQ = [УВ : ХВ] х 100). Это технически упростило сравнение интеллекта у разных
людей.
Важность этих ранних работ по тестированию интеллекта трудно переоценить. Во-первых, они
дали конкретный, надежный, практический метод оценки умственного функционирования
индивидуума. Во-вторых, этот метод сделал возможным количественное определение различий между
конкретными людьми. В-третьих, тонкие градации, к-рые позволял уловить тест IQ, указывали на то,
что существует много людей, интеллект к-рых располагается между средним для популяции уровнем и
тяжелой степенью У. о. Т. о. была официально открыта и признана градуировка У. о. (или психич.
задержки).
В 30—40-е гг. начались дискуссии о причинах У. о. Большой цикл «близнецовых исслед.», в к-
рых сравнивались интеллектуальные способности монозиготных и дизиготных близнецов или
монозиготных близнецов, воспитанных вместе и порознь, позволил предположить, что фактор
наследственности играет доминирующую роль. Др. исследователи, напр., Нэнси Бейли и Р. А. Спитц
утверждали, что IQ не является фиксированным или постоянным и что окружение индивидуума может
оказывать сильное влияние на развитие интеллекта. К 50-м гг. общепринятым стал интеракционистский
подход к пониманию задержки психич. развития.
Современное понятие задержки психического развития
Согласно определению Американской ассоциации умственной недостаточности (AAMD),
Hosted by uCoz