подчинение соц. нормам сексизма. Она отвергает терапевтические модели, к-рые не рассматривают
межличностные отношения женщин в широком соц. контексте. Считается тж недопустимым
использование диагностических ярлыков, утверждающих внутреннюю локализацию болезни.
Исследования Чеслер и Броверман с соавторами показали, как сексистские стандарты психич. здоровья
ставят женщин в невыносимую ситуацию «двойной связи» (double bind)
и делают их жертвами
навешивания ярлыков психич. больных. Ф. т. ориентирована не на патологию, она отвергает порицание
жертв; вместо этого она рассматривает поведение с т. зр. его копинговых, адаптационных качеств.
Феминистские терапевты яв-ся политически ангажированными и призывают к политической
сознательности как в терапевтическом процессе, так и в повседневном общении. Феминистский лозунг
«личное имеет политический аспект» призывает к солидаризации всех женщин на основе их
жизненного опыта, психол. проблем и того соц. угнетения, к-рому они подвергаются со стороны об-ва.
Пробуждение политической сознательности часто становится элементом терапии. Феминистские
терапевты просвещают своих клиенток в том, что касается гендерной стереотипизации и связи их
частных проблем с бесправием женщин как соц. группы. Они внимательны к тому, как их клиентки
понимают гендер и как это может ограничивать их способность жить полной жизнью. Они выводят на
первый план гендерные проблемы и взаимодействуют со своими клиентками т. о., чтобы стимулировать
их к нестереотипному поведению. Помимо того что они выступают как защитники клиенток,
феминистские терапевты часто выступают защитниками всех женщин, пропагандируя среди населения
свои взгляды по вопросам жизненного опыта и проблем женщин. Разноплановая деятельность
феминистских терапевтов демонстрирует их приверженность перспективе, признающей взаимосвязь
психол. исцеления с освобождением и полноправием всех женщин.
Полноправие клиенток (Empowerment of clients)
требует переопределения силы т. о., чтобы
женщины могли утверждать стратегии поведения для выживания в соц. системе, отрицающей их право
на открытое проявление силы. Иными словами, женщинам помогают распознать силу, к-рой они
обладают, ценить «женскую силу» и лучше осознавать сильные стороны своей личности. Клиенток
побуждают к укреплению силы собственной личности, к большей степени контроля своей жизни, к
большей автономности и способности самим направлять свою жизнь. В ходе терапии женщинам
помогают распознать и оценить адекватность своих потребностей, восприятия и поведения понять,
как лучше всего выжить в данных обстоятельствах. Женщинам помогают освоить новые модусы силы
через отношения с терапевтом, являющиеся моделью равноправных отношений.
Одним из наиболее фундаментальных аспектов яв-ся эгалитарный характер отношений между
терапевтом и клиентом. Терапевт исходит из принципа равенства и видит в клиенте терапевтического
партнера, достойного положительной оценки и уважения. Такой подход устраняет мистическое
восприятие могущества терапевта и создает атмосферу, благоприятствующую признанию прав
клиентки. Для этого необходимо, чтобы терапевт отказался от авторитарного стиля иерархических
властных отношений и в терапевтических отношениях вел себя открыто, искренне, демонстрируя
адекватный уровень самораскрытия перед клиенткой и тем самым сообщая свое уважение к ее
способности использовать собственные силы для лечения. Феминистские терапевты отвергают роль
эксперта, занимая роль фасилитатора, проводника или собеседника, заставляющего клиенток
задуматься о собственных ценностях и подходах к жизни. Они помогают клиенткам осознать их
способность к адекватной оценке своего жизненного опыта, услышать и оценить свой внутренний
голос.
Строя терапевтические отношения на равных, терапевт не считает, что клиентка обладает теми
же навыками, что и он сам. Терапевт считает в равной степени важными и ценными как знание
клиентки о себе, так и навыки терапевта и то и другое необходимо для успешной терапии. Мэймо и
Лэйдлоу пишут: «Равенство в этом контексте не означает ни одинаковости, ни реципрокности
отношений. Оно означает подтверждение индивидуальной ценности и взаимное уважение различного
уровня компетенции каждого... Далее, поскольку терапевт вступает в терапевтические отношения как
живая личность, а не бесстрастный авторитет, отношения становятся искренними, открытыми,
отражающими взаимное уважение и теплоту».
Процесс феминистской психотерапии. На практике процесс Ф. т. широко варьирует в
зависимости от терапевтической ориентации психотерапевта. В целом, однако, Смит и Сигель
концептуализируют процесс Ф. т. как состоящий из трех этапов. На первом этапе клиентке помогают
понять, что ее личные проблемы имеют соц. этиологию, что личная жизнь имеет политический аспект.
На втором этапе производится пересмотр понятия силы, формируется равноправное отношение с
терапевтом и женщина обучается распознаванию собственной силы. На третьем этапе терапевт
|