зрительной, слуховой и др. модальностях. Тем не менее его измерения ВР были осн. на слишком малом
числе проб для того, чтобы обладать достаточной надежностью, и не позволили обнаружить значимые
корреляции с к.-л. внешними критериями умственных способностей, такими как образовательный и
профессиональный уровни (тесты IQ
не существовали в то время). Др. попытки подтвердить гипотезу
Гальтона, предпринятые в начале столетия, принесли разочарование, и потому интерес к
использованию измерений ВР в работах по дифференциальной психологии был утрачен, но, как
показало развитие событий, преждевременно.
Исслед. ВР в то время были методологически наивными, и доводы для заключения о том, что нет
никакой связи между ВР и интеллектом, были в равной степени наивными. Эти ранние исслед.
содержали такое количество изъянов, к к-рым прежде всего относятся крайне высокая ошибка
измерения, ограниченный диапазон способности в обследованных выборках, неадекватные и
ненадежные меры критерия интеллекта, а тж отсутствие достаточно мощных методов статистического
анализа и вывода, что практически невозможно было получить к.-л. научно значимые рез-ты.
Преждевременный отказ от ВР как инструмента исслед. умственных способностей чел, был ист.
прецедентом того, что статистики называют ошибкой II рода принятие нулевой гипотезы, когда она
ошибочна.
Спустя полвека, благодаря созданию теории информ., развитию эксперим. когн. психол. и
формулированию на их основе концепции индивидуальных различий в интеллекте как отражения
скорости или эффективности элементарных информ. процессов, гипотеза Гальтона была возвращена к
жизни и заново подвергнута проверке. Ее время пришло примерно в 1970 г. Микрокомпьютеры с
точными механизмами отсчета времени, изощренная теория измерений и усовершенствованные
статистические методы многомерного анализа предложили преимущества, к-рых был лишен Гальтон и
его непосредственные последователи. С 1970-х гг. отмечается нарастающий темп публикаций,
посвященных исслед. связи между ВР и умственными способностями, особенно фактором g.
Большая
часть этих публикаций появилась в двух психол. журналах: «Интеллект» (Intelligence)
и «Личность и
индивидуальные различия» (Personality and Individual Differences). Нек-рые теории и эмпирические
исслед. обобщены в книгах под редакцией Айзенка и Вернона.
В отличие от Гальтона и его ранних последователей, совр. исследователи используют широкое
разнообразие задач, наз. элементарными когнитивными задачами (ЭКЗ), в к-рых ВР (и часто SD
ВР
, ВД, и
SD
ВД
) являются зависимыми переменными. Эти ЭКЗ различаются по числу или сложности своих
когнитивных требований и предназначены для отражения временных компонентов, необходимых для
реализации гипотетических информ. процессов, таких как восприятие стимула, различение, выбор,
визуальное сканирование множества элементов в поисках заданного «целевого» элемента, сканирование
информ., удерживаемой в кратковременной памяти (напр., парадигма С. Стернберга), поиск и
извлечение
информ. из долговременной памяти (напр., парадигма Познера), категоризация слов и
предметов и семантическая верификация коротких декларативных утверждений. Хотя здесь нет
возможности описать исслед. каждой из этих ЭКЗ в деталях, полученные в каждом из них данные о ВР
показали значимые корреляции с психометрическим интеллектом, или IQ. Нек-рые из осн. рез-тов в
этой области воспроизводятся с достаточным постоянством, чтобы можно было сделать ряд
эмпирических обобщений:
1. ВР, ВД, SD
ВР
и SD
ВД
уменьшаются с младенчества до зрелости и повышаются в период
поздней зрелости и пожилого возраста. Возрастные различия сильнее связаны с центральными, или
когнитивными, компонентами этих переменных, чем с периферическими, или сенсомоторными,
компонентами.
2. Отрицательные корреляции между ВР и IQ по каждой отдельной ЭКЗ колеблются между -0,1 и
-0,5, составляя в среднем -0,35. Эта корреляция не является функцией скорости прохождения теста IQ, и
удивительно в этих корреляциях как раз то, что ВР измерялось при выполнении ЭКЗ, к-рые фактически
не имеют интеллектуального содержания и не требуют специфических знаний и навыков, необходимых
для выполнения тестов IQ. Кроме сенсомоторных компонентов, ВР и SD
ВР
, вероятно, являются
свободными от содержания мерами скорости и эффективности информ. процессов.
3. ВР сильнее коррелирует (отрицательно) с g-фактором, чем с др. факторами (независимыми от
g),
к-рые составляют часть дисперсии психометрических тестов, такими как вербальный,
пространственный, числовой, мнемический и скоростной конторский факторы плюс специфические
факторы.
4. Вариабельность корреляций между ВР и психометрическими способностями связана с
нагрузками по фактору g
конкретных психометрических тестов, различиями границ диапазона IQ
в
|