телефонного разговора, можно себе представить, что происходит с людьми, когда к ним хорошо или
плохо относятся на протяжении всей их жизни. Фактически же исследователи обнаружили
определенные доказательства тому, что привлекательные люди действительно яв-ся чрезвычайно
умелыми и опытными в соц. взаимодействиях.
Красивые люди обладают преимуществами, а некрасивые не имеют преимуществ в жизни.
Однако тщательный анализ существующих данных с очевидностью говорит о том, что акцент следует
сделать на второй половине этого предложения. Если взаимосвязи между внешностью и множеством
др. переменных самооценкой, удовлетворенностью, перспективами работы, количеством
назначаемых свиданий и популярностью подвергнуть тщательной проверке, то вскоре обнаружится,
что связи между внешностью и преимуществами не оказываются монотонно снижающимися. Факты
свидетельствуют о том, что крайне привлекательные обладают лишь незначительным преимуществом.
Что действительно имеет значение, так это наличие по меньшей мере обычной внешности.
См. также Одежда, Эффект ореола, Перцептивный транзакционизм, Эффект Пигмалиона
Э. Хэтфилд
Филоанализ (phyloanalysis)
Ф., или групп. анализ, подход к изучению психопатологии и соц. отношений, разраб.
Тригантом Барроу между 1921 и 1950 гг. В отличие от психоан., внимание к-рого сосредоточено на
индивидуальных расстройствах, Ф. имеет дело с психол. расстройствами, общими для людей как
биолог. вида.
Осн. идея Ф. заключается в том, что психопатология в основном вызывается вторжением
системы умственных символов в базовые чувственные процессы, приводя к патологическому
замещению истинного восприятия искаженным представлением. Осн. метод групп. анализа
коллективное рассмотрение «текущего момента» в соц. поведении для выявления нарушений в
перцепции и когниции.
Барроу был одним из первых исследователей в клинической психологии, к-рый проводил
психофизиологические исслед. для обнаружения физиолог. признаков, сопровождающих дефензивное и
недефензивное восприятие, наз. им дитенцией (ditention)
и котенцией (cotention)
соответственно. Хотя
сам Барроу считал свой подход скорее «соц. лабораторией», нежели терапевтическим методом, его идеи
и методы предварили мн. последующие разраб. в этой области.
См. также Гештальт-психология, Групповая психотерапия
Дж. Харт
Философия науки (philosophy of science)
Человечество не создало более эффективного способа познания и использования природы для
собственного блага, чем наука. Научный подход применяется для поиска ответов на самые разные
вопросы, начиная от фундаментального строения материи и кончая существованием жизни после
смерти. Его цель понять и точно описать процесс научного исслед., следствием чего может стать
усовершенствование методологии науки и оказание помощи более молодым дисциплинам, в том числе
и психологии.
Аристотель, Ньютон и Декарт, будучи учеными-практиками, интересовались вопросами
методологии, однако реальная потребность в последней возникла только после научной революции и
после того, как наука утвердилась в качестве одного из общественных ин-тов. В XIX в. возникло филос.
течение, известное под названием позитивизм, осн. непосредственно на ньютоновском понимании
науки и стремящееся распространить этот научный метод на соц. науки и соц. контроль. В XX в.
философия науки благодаря логическим позитивистам, членам Венского кружка, начала развиваться
как формальная дисциплина. Созданная ими картина науки была формальной версией обывательского
взгляда на последнюю: ученый беспристрастный исследователь, и конечная цель всех его
наблюдений создание действенных мат. теорий, постепенно усовершенствуемых каждым
последующим поколением.
Однако со временем выяснилось, что позитивистское толкование науки неадекватно. Др.
философы и историки науки показали, что наука более челов. и менее рациональная сфера
деятельности. Кун утверждал, что ученые часто видят то, что хотят видеть, и защищают свои взгляды
вопреки логике. Он также считал, что развитие науки не эволюция в сторону лучшего понимания
|