объяснении первичных эмпирических данных в данной области исслед.
Большая часть исслед. в области Ф. в. была посвящена первым впечатлениям. Участникам такого
рода экспериментов предъявлялся список личностных черт в виде определений и предлагалось
сформировать свое впечатление о той гипотетической личности, обладающей данным конкретным
набором черт. Обнаружилось, что на итоговые впечатления влияют разнообразные характеристики
элементов информ.
При последовательном предъявлении элементов информ. возникают эффекты первичности и
недавности (primacy and recency effects).
После того как первое впечатление было сформировано, участникам в ряде случаев предлагалось
дать отдельную оценку какому-нибудь из элементов этого набора. В этом случае фиксировались
отчетливые эффекты смещения значения (meaning shift effects). В частности, такая черта, как
«сотрудничающий», оценивалась более положительно (напр., приближалась по значению к
«бескорыстный»), когда др. черты в данном наборе оказывались положительными. Когда остальные
элементы информ. были отрицательными, она подвергалась менее благоприятной интерпретации (напр.,
приближалась по значению к «податливый»).
Общее количество элементов информ. в наборе могло быть большим в одних случаях и малым в
др. В исслед. Ф. в. были обнаружены устойчивые эффекты величины набора (set size effects). По мере
возрастания числа положительных элементов впечатления становились все более благоприятными, и,
напротив, по мере увеличения числа отрицательных элементов впечатления становились все более
неблагоприятными.
В большинстве исслед. в данной области в качестве предоставляемой субъекту стимульной
информ. используются исключительно личностные черты. Представляется вероятным, что при
использовании др. видов информ. о личности (напр., сведений о поведении, соц. контактах, физ.
внешности и демографических характеристиках), получаемые рез-ты могут оказаться существенно
иными. Однако сравнительно небольшое количество исслед., проводившихся с использованием не
связанного с личностными чертами стимульного материала, позволяет предполагать, что эта проблема,
вероятно, не яв-ся столь значительной.
В этой области исслед. участников, как правило, инструктируют, что они должны оценить свое
впечатление после того, как ознакомятся со всем набором предложенных черт. Следовательно, они, без
сомнения, активно вырабатывают свои оценочные реакции по мере того, как они сталкиваются с теми
или иными элементами информ. Это означает, что при таком способе выполнения задания на
формирование впечатления роль памяти оказывается незначительной или вовсе сводится на нет. С др.
стороны, формирование впечатлений (даже первых впечатлений) в наших повседневных соц. контактах
с неизбежностью предполагает участие процессов памяти. В настоящее время представляется не вполне
ясным, какие изменения следует внести в положения гештальт-подхода и когнитивной алгебры для
учета роли памяти о предыдущей информ.
См. также Измерение аттитюдов, Социальное познание
Т. Остром
Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте (adolescent identity
formation)
Совр. психология в большом долгу перед Уильямом Джемсом за проведенный им в «Принципах
психологии» (Principles of psychology) проницательный теорет. анализ Я как интегратора опыта и локуса
личной идентичности. Взгляды Эрика Эриксона на эго-идентичность послужили стимулом
большинства совр. исслед. Ф. и. Согласно его довольно общей формулировке, подростки сознательно
пытаются синтезировать предыдущий опыт и связывают себя личными обязательствами для того, чтобы
найти решение коренных вопросов о смысле собственной жизни. Эриксон не дал явного определения
идентичности, опасаясь, что операциональная специфичность может помешать выражению полного
значения этого понятия.
Ряд исследователей использовали в качестве рабочих средств измерения эриксонианской
идентичности опросники типа самоотчетов и сортировку прилагательных для самоописания. Однако
такие инструменты, как правило, не позволяют получить информ. о процессе, благодаря к-рому люди
развили к моменту проведения исслед. свою идентичность. Поэтому большинство совр. исслед.
опирается на парадигму статуса идентичности, разработанную Джеймсом Марсия в 1964 г. Марсия
полагал, что в развитой Эриксоном теории идентичности центральное место занимают два измерения:
|