Естественные категории. Важное расширение области исслед. понятий связано с
естественными категориями или житейскими (real-life) понятиями. Элеонора Рош, итоги исслед. к-рой
были подведены в работе Рош и Ллойда «Познание и категоризация» (Cognition and categorization),
указывает на то, что в задачах на Ф. п. используются четко определенные, дискретные признаки, к-рые
при этом сочетаются произвольно. В отличие от этого, по мнению Рош, житейские понятия строятся по-
другому.
Рош предполагает, что для определения того, принадлежит ли элемент к конкретной категории,
люди сравнивают этот элемент с прототипом или наилучшим примером (образцом) данной категории.
Напр., дрозд яв-ся высокопрототипическим примером категории «птица», тогда как пингвин таковым
примером не яв-ся.
Рош и ее коллеги выявили ряд отличительных характеристик прототипов:
1. Прототипы чаще, чем непрототипы, предлагаются в качестве примеров категории.
2. Прототипы могут служить заменителями названия категории в высказывании, тогда как
непрототипы не могут.
3. Прототипы служат базисными точками (reference points), с к-рыми сравниваются другие
элементы.
4. Прототипы с большей вероятностью обладают признаками, имеющими много общего с др.
членами категории семейного сходства (family resemblance category). В категории семейного сходства
не содержится единственного признака, присущего всем ее членам, однако каждый ее член обладает по
крайней мере одним признаком, имеющим много общего с нек-рым др. членом данной категории.
5. Категории, организованные на основе прототипов, усваиваются гораздо быстрее, чем
категории, основанные на непрототипах.
См. также Абстрактный интеллект, Когнитивные стили учения, Обучение методом
(управляемых) открытий
М. Мэтлин
Формирование умений (skill learning)
«Ф. у.» (или обучение умениям) термин, используемый бихевиорально ориентированными
педагогами и психологами, в особенности теми, к-рые занимаются проблемами специального обучения
и эффективности учебной или соц.-эмоциональной школьной адаптации. Умение определяется как
скоординированная последовательность действий, служащая для достижения некрой цели или для
выполнения конкретной задачи. Такой целью или задачей может быть академическая, соц., моторная,
относящаяся к самопомощи (self-help)
или автономная (independent)
жизненная задача. Конкретные
виды выделяемых и формируемых умений могут широко варьировать по своему характеру и
разнообразию в зависимости от потребностей и уровня возрастного развития конкретного индивидуума.
Разработка программы обучения умениям начинается с анализа задачи. Задача обучения
разбивается на небольшие, отдельные поведенческие подзадачи, упорядочиваемые в иерархическом
порядке.
Этот вид анализа задач может использоваться для реализации последующей оценки и
вмешательства. Учителя могут оценить специфические уровни функционирования уч-ся в области
конкретных умений в соответствии с уровнями мастерства, отраженными в иерархии подзадач. Это дает
возможность последующего корректирующего вмешательства, выражающегося в систематическом
обучении выполнения каждой из поведенческих задач. Как правило, для ознакомления с новой формой
поведения используются такие процедуры, как инструкции, демонстрации и моделирование. После
этого осуществляется репетиция поведения и его отработка на практике, сопровождаемая
предоставлением обратной связи о рез-тах выполнения, к-рые помогают индивидууму объединить
последовательность действий в целостном и скоординированном процессе реализации умения.
См. также Подходы к обучению, Теория обучения, Анализ рабочих заданий
К. Л. Бирман
Формула Флеша (Flesch formulas)
Формула читаемости Флеша (Flesch readability formula), разраб. Рудольфом Флешем,
прогнозирует легкость чтения и челов. интерес к письменному материалу. Формула легкости чтения
(reading ease, RE) имеет вид RE = 206,835 - 0,846wl - 1,015sl, где wl средняя длина слова в слогах, а sl
|