пополнению его уникальной коллекции черепов. Основой его теории стала мысль о том, что психич.
функции сосредоточены в мозге и что в рез-те их тренировки и развития развивается и сам мозг как
таковой. Следствием этого яв-ся и соответствующее увеличение прилегающих участков черепа,
окружающего мозг. Следовательно, внимательное изучение черепа и его различных выпуклостей может
дать информ. для детального и индивидуализированного описания личностных качеств и психол.
особенностей чел. Т. о., Галль яв-ся первым исследователем, постулировавшим то, что получило
название «локализация функции мозга».
Примерно в 1800 г. Галль для пропаганды новой науки предпринял поездку с лекциями; в ней
принял участие его ученик и ассистент Иоганн Шпурцгейм, введший в употребление термин
«френология», к-рый сам Галль никогда не употреблял. Будучи прекрасным оратором, умевшим
убеждать слушателей, Шпурцгейм, излагая взгляды своего учителя, несколько сместил акценты и
преимущественно подчеркивал способы выявления положительных способностей и возможность их
развития посредством направленного обучения. Этот подход «толкования шишек» (reading bumps),
лишившись сходства с мед. диагностикой, превратился в некое подобие предсказания судьбы и в
шарлатанство. В рез-те Ф. утратила доверие и признание медиков, что, однако, не помешало ей
одновременно завоевать популярность у обывателей.
См. также Антропология, Псевдопсихология, Психология черт
М. Ройдер
Фундаментальная ошибка атрибуции (fundamental attribution error, FAE)
Понятие фундаментальной ошибки атрибуции (ФОА) входит в теорию атрибуции,
рассматривающую процессы, к-рые используются людьми для объяснения поведения. Заключения о
причинах поступков того или иного человека подразделяются на 2 категории: внутренние (или
характеристики личности) и внешние (или характеристики соц. или физ. среды). ФОА, иногда наз.
сверхатрибуцией, это общая тенденция наблюдателя воспринимать поведение др. человека как
обусловленное скорее внутренними, личностными характеристиками или диспозициями, нежели
внешними, ситуационными влияниями. И наоборот, действующий чел. (деятель) склонен рассматривать
собственное поведение как обусловленное ситуацией. Понятие ФОА возникло в ходе многочисленных
исслед. в области соц. восприятия и мышления и, в свою очередь, само послужило стимулом для
многих исслед. Хорошо установленный факт переоценки наблюдателем личностных свойств и
недооценки контекста поднял серьезные вопросы в отношении ошибок во множестве ситуаций, в к-рых
люди оценивают др. людей, таких как клиническая оценка или лечение, голосование на выборах и
решения суда присяжных.
Вэри, Стэнли и Харви указывают, что эта примечательная тенденция переоценивать без должных
оснований внутренние причины поведения отмечалась еще ранними соц. психологами, такими как
Фриц Хайдер. Эдвард Джоунз и Ричард Нисбетт описывали ее как эффект деятелянаблюдателя, а с
исслед. Ли Росса за ней утвердилось название ФОА. В типичных эксперим. исслед. ФОА изучаются
оценочные суждения, выносимые людьми в различных условиях, или сравниваются объяснения
испытуемыми своих собственных выборов и выборов др. людей. Испытуемые могут сообщать о
причинах поведения, просматривая видеозаписи собственных действий или действий др. лица. Процесс
ФОА оказывается настолько сильным, что даже если наблюдателю сообщают что-либо об особенностях
ситуации, в к-рой находятся др. люди, все равно сохраняется тенденция объяснять их действия
личностными особенностями. В повседневной жизни это, очевидно, отражается в том, что жертвы
изнасилования, бедняки и люди с др. соц. проблемами объявляются виновными в создавшемся
положении. Существует высокая вероятность того, что психологи тоже склонны объяснять
наблюдаемое поведение внутренней предрасположенностью человека.
Существуют неск. подходов к объяснению ФОА. Бэрон и Грациано считают, что «лучшее на
сегодня объяснение опирается на различия в количестве и характере информ., наиболее доступной
деятелям и наблюдателям... Когда люди оценивают свое поведение деятеля, у них есть информ. о
поведении, к-рое они демонстрировали ранее в течение своей жизни, и следовательно, основа для
сравнения. Когда же они, будучи наблюдателями, объясняют поведение др., они почти никогда не
располагают тем же самым количеством или качеством доступной им информ.». Кроме того, деятелей и
наблюдателей привлекает разная информация и оценивается она тоже по-разному.
Прикл. значение теории атрибуции оказывается весьма существенным в области клинической
практики. Нек-рые исслед. показали, что у людей, профессионально оказывающих помощь, существует
|