Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1534 of 1766 
Next page End  

Вторым аспектом психологии Джемса, оказавшим влияние на Ф., яв-ся ее прагматизм. Ценность
идей определяется их полезностью. Прагматизм, сторонником к-рого был Джемс, был взят на
вооружение и Джоном Дьюи, первым функционалистом, применившим его для решения соц. проблем и
проблем образования.
Ф. возник как протест против существовавших в то время систем, и прежде всего как протест
против структурализма. В отличие от структуралистов функционалисты считали осн. предметом
психологии психич. процессы, или функции, а не содержания сознания. Кроме того, функционалистов
интересовали утилитарные, имеющие практический смысл аспекты психологии. Структуралисты
утверждали, что психич. функции не поддаются интроспективному анализу и что анализировать нужно
содержание сознания. Возражая им, сторонники Ф. исходили из своей уверенности в том, что при
наличии надлежащих методов психич. функции изучать можно.
Хотя Ф. был менее организованной и более расплывчатой системой, нежели структурализм, для
него, тем не менее, были характерны некоторые принципиальные положения: а) психология должна
изучать функции, а не содержания сознания; б) психол. функции суть приспособления к среде; в)
психология должна быть утилитарной, приемлемой для практ. использования; г) психич. функции яв-ся
частью целостной активности, включающей психич. и физ. компоненты; д) психология очень тесно
связана с биологией, поэтому знание анатомии и физиол. способно помочь понять психич. активность.
Развитие функционализма как научной школы связано прежде всего с именами трех ученых —
Джона Дьюи, Джеймса Энджелла и Харви Карра.
Харви Карр наилучшим образом систематизировал функционалистские идеи. Рациональное
зерно психологии Карра содержится в его описании «адаптивного акта», имеющем три не зависящих
друг от друга, но взаимосвязанных аспекта. Во-первых, имеется мотивирующий стимул, к-рый остается
относительно неизменным до тех пор, пока организм действует так, чтобы удовлетворить его.
Возникающий мотив направляет активность. Во-вторых, имеется сенсорный стимул, действующий как
побудитель, или цель. И наконец, имеет место активность, или ответная реакция, к-рая продолжается до
тех пор, пока не будет удовлетворен мотивирующий стимул. Следует отметить, что адаптивный акт яв-
ся функцией целостной ситуации.
Очевидно, что адаптивный акт включает научение. Исключительно важна ассоц. Карр различал
описательные и объясняющие законы ассоц. Ассоц. по сходству подпадает под действие описательных
законов. Объясняющие законы распространяются на ассоц. по смежности (совместное появление во
времени и в пространстве), к-рой объясняется возникновение ассоц. Сила ассоц. яв-ся следствием
многократных повторений. Здесь приложим закон частоты: чем чаще совершается акт, тем сильнее он
становится.
Карр трактовал эмоции как органические приспособления или восстановления нарушенного
равновесия. В гневе люди демонстрируют большую энергию, что позволяет им преодолевать
препятствия. Энергия вырабатывается в рез-те внутренних психол. процессов. То же самое можно
сказать и про страх: индивидуум получает достаточный запас энергии, чтобы убежать от врагов. Эти
эмоции биолог. полезны. Однако такие эмоции, как печаль или зависть, скорее всего, не имеют практ.
ценности. Эмоции возникают тогда, когда кажется, что иные пути, или адаптация, отсутствуют. Карр
поддерживал более традиционную теорию эмоций, согласно к-рой чел., увидев опасность, пугается и
спасается бегством. Страх яв-ся источником энергии для биолог. функций, делающих возможным бег.
Такая т. зр. противоречила теории эмоций Джемса—Ланге.
Как и структурализм, Ф. более не существует в качестве самостоятельной системы психологии.
Нек-рые психологи в том, что касается адаптации к окружающей среде, разделяют взгляды, близкие к
взглядам функционалистов. Вообще же, можно сказать, что Ф. влился в основное русло психологии.
См. также Структурализм
Р. Ландин
Функциональная автономия (functional autonomy)
Гордон В. Олпорт ввел термин «Ф. а.» для обозначения мотивов, ставших независимыми от
потребностей, на к-рых они первоначально основывались.
С самого начала это понятие Ф. а. оказалось столь же радикальным, сколь и спорным.
Мотивационные теории, преобладавшие в североамериканской психологии, фокусировались почти
исключительно на механизмах, непосредственно связанных с базовыми физиолог. потребностями. В
противоположность этому олпортовская Ф. а. повышала возможность того, что мотивы могут
Hosted by uCoz