встречаемости на млн слов. Ч. с., приводящиеся в этих источниках, не вполне сопоставимы не только
вследствие несопоставимости самих выборок, но тж по причине использования в первом, в отличие от
последнего, тематического подсчета.
Все эти подсчеты осн. на печатных материалах. Доступны лишь немногие хорошие подсчеты
устной речи. Ч. с. из устной и письменной речи практически совпадают; наиболее существенное
различие, вероятно, выражается в более высокой частоте употребления личных местоимений в устной
речи.
Значительный интерес вызывала мат. форма распределений Ч. с. Такие распределения могут
использоваться с целью оценки величины словарного запаса, из к-рого была извлечена определенная
выборка, однако различные трактовки распределений приводят к довольно различным оценкам.
Частотность яв-ся лишь одной из ряда характеристик слова, к-рая требует контроля в психол.
экспериментах по процессам вербального научения и памяти. Частотность положительно связана с
числом значений слова, но отрицательно с его длиной. Существуют тж связи частотности с
известностью слова, скоростью узнавания, разборчивостью (intelligibility), числом вызываемых ассоц.
(associative value), эмоциональной коннотацией (affective connotation), конкретностью значения,
возрастом, в к-ром предположительно усваивается слово, и др. важными переменными. В определенных
типах афазии и др. патологических состояниях Ч. с., наряду с показателем употребления типов слов
(type-token ratio), яв-ся решающей переменной при характеристике словарных репертуаров.
Э. Л. Торндайк пионер в изучении прикл. аспектов Ч. с. в области образования, в частности
отбора слов для составления материалов по чтению для школьников и учеб. словарей, а тж оценки
читаемости и понятности текстов. Информ. по Ч. с. тж сыграла важную роль в обучении иностранным
языкам.
Дж. Б. Кэрролл
Человеческие паттерны ухаживания (human courtship patterns)
Ухаживание представляет собой ин-т, посредством к-рого холостые люди и/или их родственники
включаются в установление отношений, имеющих целью заключение брака. Об-ва различаются по той
степени, в к-рой доминирующая роль в ухаживании отводится родителям или самим партнерам по
будущему браку. Родители могут осуществлять как опосредованное влияние на выбор супруга(и), так и
прямое иногда путем угроз лишения необходимых материальных благ. Они могут реализовывать
контроль опосредованно, через выбор места жительства или школы либо путем привития ценностей, к-
рыми впоследствии будут руководствоваться их дети в своем выборе друзей и брачных партнеров.
В колониальной Америке наличие сильной индивидуалистической традиции и отсутствие
прочной сети отношений родства сообща привели к ослаблению родительского контроля, даже
несмотря на то, что родители в этой стране были на вершине своего влияния в тот период времени.
Ухаживающие стороны сравнительно мало контактировали со своими партнерами за пределами
родительского дома, что отчасти усиливало влияние родителей. Когда в XIX в. начали назначаться
свидания, молодые люди стали видеться друг с другом наедине и смогли решиться выйти за пределы
родительских оценок и суждений.
Продуктом соц. изменений, происшедших в XX в., стали встречи в местах отдыха и развлечений,
на к-рых каждый из кандидатов в супруги мог общаться сразу с неск. партнерами, что не вызывало к.-л.
обязательств по отношению к любому из них. Независимо от своей формы и функции, традиция
назначать свидания в том виде, как она существовала на протяжении первой половины XX в.,
постепенно сошла на нет. Холостые мужчины и женщины сегодня в большей степени ориентированы
на групп. общение, способствующее познанию друг друга скорее как товарищей, нежели как будущих
брачных партнеров.
Предполагается, что пары проходят через 5 последовательных стадий в своем продвижении от
первоначального контакта к заключению брака. В ходе стадии начального контакта незнакомые люди
предоставляют о себе необходимые сведения, чтобы позволить друг другу определиться в том,
достаточен ли вызываемый противоположной стороной интерес для оправдания последующих встреч. В
ходе второй стадии они устанавливают связь, основывающуюся не на стереотипных восприятиях, а на
понимании друг друга как уникальных личностей. Они переходят на третью стадию дружбы, когда у
них начинает возникать сильное чувство взаимной симпатии и расположения, а затем к четвертой
стадии близких отношений, когда они достаточно раскрываются друг перед другом, чтобы доверять
свои секреты. Наконец, они достигают состояния заключения союза, опирающегося на сравнительно
|