Хотя отдельные исслед. Ч. ф. в сфере полиграфии, транспорта и строительства скоростных
магистралей проводились и раньше, именно Вторая мировая война высветила потребность в изучении и
оптимизации Ч. ф. в таких сложных военных системах, как самолеты, подводные лодки и
радиолокационные установки. В итоге примерно в 50 ун-тах США и др. стран были организованы
курсы и программы для аспирантов по изучению Ч. ф. Сначала они проводились гл. обр. на психол.
факультетах, но затем осн. место действия переместилось в область орг-ции пр-ва. Работа по изучению
Ч. ф. в невоенной индустрии началась в лабораториях компании Bell Telephone, но затем ее стали
осуществлять и мн. др. крупные корпорации.
Для военных было важно, чтобы оружие или транспортное средство действовало с максимальной
эффективностью при первом же использовании его в бою, и наука о Ч. ф. могла в этом помочь. Нек-рые
товаропроизводители стали использовать знания о Ч. ф. при выпуске продукции, поскольку их
преследовали в судебном порядке, если они не удосуживались это сделать и с пользователями
происходили несчастные случаи. Конкуренция среди интерактивных компьютерных систем придала
новый импульс науке о Ч. ф., к-рая проанализировала и усовершенствовала размеры и форматы
дисплеев, управляемых программными средствами. Мн. новые виды автоматических устройств, как
военных, так и промышленных (напр., роботы), тж требуют поддержки Ч. ф. Один из первых шагов в
анализе Ч. ф. выявить те задания, к-рые должны быть автоматизированы, и те, к-рые должны
выполняться людьми, а затем подобрать их наилучшие сочетания.
Когда исслед. и практ. применение Ч. ф. находились в начальной стадии, они были направлены
на решение относительно простых проблем. Дисплеи и приборы управления продолжают привлекать
внимание науки о Ч. ф., т. к. они представляют собой связующее звено между чел. и машиной, но
объектами ее изучения стали тж и более крупные узлы (пульты и панели), а затем и подсистемы или
целые системы. Было проведено немало сложных экспериментов со мн. переменными с целью
выяснения максимальной рабочей нагрузки, специфики технологических процессов и методов
подготовки операторов.
См. также Инженерная психология, Промышленная и организационная психология
X. М. Парсонс
Человеческий потенциал (human potential)
Термин «Ч. п.» имеет совершенно определенный смысл, отражающий убежденность различных
групп специалистов-практиков в том, что обычные люди используют лишь незначительную часть
своего положительного потенциала. Более того, эти специалисты, представляющие разные теорет.
школы и имеющие разный практ. опыт, добровольно согласились объединить свои различные подходы
для достижения общей цели реализации Ч. п. Со временем их общие усилия постепенно переросли в
признанное движение за Ч. п.
Как одно из понятий соц. и поведенческих наук, Ч. п. имеет ряд отличительных особенностей.
Во-первых, оно приложимо только к тем людям, к-рые признаются психотерапевтами нормально
функционирующими.
Во-вторых, разнообразие подходов к Ч. п. делает это понятие отличным от др. понятий психотер.
Изучение Ч. п. предполагает использование различных методов; оно осн. на концепции, согласно к-рой
каждый чел. представляет собой уникальное сочетание способностей. Использование различных
подходов увеличивает вероятность того, что будут выявлены и те из них, к-рые в каждом конкретном
случае играют ключевую роль.
Начало совр. изучению Ч. п. было положено в первой декаде XX в. Оно связано с именем У.
Джемса, к-рый, безусловно, яв-ся родоначальником изучения трех проблем, имеющих
непосредственное отношение к Ч. п. Во-первых, уже в 1901 г. он стал поддерживать изучение
паранормальной психологии, полагая, что рез-ты этого изучения способны обеспечить настоящий
прорыв. Во-вторых, он положил начало изучению чередующихся состояний сознания, подчеркивая его
важность. В-третьих и это самое важное, он составил программу исслед. потенциальных
возможностей чел., особо подчеркнув два осн. аспекта: документирование примеров
высокоэффективной деятельности и изучение методов, специально предназначенных для
стимулирования подобной деятельности. Важный вклад в развитие этой области психологии внес тж и
доктор Я. Морено, имя к-рого обычно ассоциируется с психодрамой, ролевыми играми и социометрией.
Филос. идеи и технические новации этого психиатра и соц. психолога послужили основой для разраб.
тех методов, к-рыми пользуются совр. исследователи-практики, изучающие Ч. п. Однако «отцом» совр.
|