Ч. н. может служить стимулом здорового, нормального развития. Оно становится
патологическим состоянием только в том случае, если чел. сокрушен, подавлен и не способен к
развитию. Орглер пишет, что Адлер полагал, будто комплексы неполноценности могут развиваться из
трех источников: органической неполноценности, избалованности и запущенности. Ч. н. становится
комплексом, когда оно приводит к избеганию участия в жизни об-ва.
Когда чел. чувствует себя неполноценным, это предполагает сравнение с др. чел. или с неким
стандартом либо нормой. Такие сравнения становятся отправным пунктом мн. челов. несчастий. Слово
inferiority (неполноценность) происходит от латинского inferus
«нижний», «подземный». Здесь в
действие вступают и др. отрицательные факторы, напр. гнев, соперничество и, как следствие, утрата
инициативы, поскольку сосредоточение усилий на сопернике блокирует спонтанное поведение. Кроме
того, чел. может вести себя высокомерно: комплекс превосходства способен компенсировать комплекс
неполноценности.
Чтобы победить Ч. н., нужно сделать две вещи. Во-первых, надо перестать сравнивать себя с др.,
полностью и безраздельно сосредоточившись на актуальной проблеме или задаче. Во-вторых, надо
оставить стремление быть выше др. Отказ от потребности в превосходстве помогает восстановить
уравновешенность, преодолеть инерцию и перестать чувствовать себя хуже др.
Низкая самооценка это всегда плохо, но иногда она служит стимулом для конструктивной и
полезной компенсации. Из ощущения слабости и несостоятельности может вырасти сила. В такой
ситуации преимущество дает не само по себе Ч. н., а конструктивное преодоление слабости и
несостоятельности.
С Ч. н. связано чувство неадекватности. В то время как Ч. н. заставляет чел. считать, что он хуже
др., чел. с чувством неадекватности считает, что он не в состоянии с чем-либо справиться. Системой
координат становится не др. чел., а задача, к-рую невозможно решить. Так же как, по Адлеру, Ч. н.
преодолевается отказом от сравнений и желания превосходства, преодоление чувства неадекватности
требует сосредоточения на актуальной задаче и смелости быть несовершенным.
См. также Расстройства личности
Д. Н. Ломбарди
Чувство юмора (humor)
В психологии найдется немного понятий, способных сравниться по сложности с понятием Ч. ю.
К изучению Ч. ю. подходили со стороны структуры вызывающего его стимула. Яв-ся ли Ч. ю. обычной
реакцией, и если да, то оценивается ли оно по внутренним или внешним изменениям? Каковы
взаимосвязи между физиолог. реакциями, способностью понимать, продуцированием и простой
оценкой? Можно ли разложить Ч. ю. на различные типы, мотивированные различными намерениями и,
следовательно, отражающие разные степени зрелости и патологии? Если предполагается оценивать
реакцию, то как это сделать и кто будет производить оценку: сам испытуемый, беспристрастные
наблюдатели, лица одного круга с испытуемым или его друзья? Как физиолог. реакции с их разницей в
латентных периодах, частоте возникновения и амплитуде соотносятся с соц. суждениями при
различных степенях стресса?
Те немногие теорет. знания, к-рыми мы располагаем, берут начало из попыток проверить в
лаборатории то, что вряд ли возможно где-либо измерить. Клиницист чаще тех, кто не имеет
отношения к психотер., составляет интеллектуальную карту путем поиска сходств и различий в рез-
тах лечения пациентов с различной степенью нечасто проявляющегося Ч. ю.
Труды наиболее влиятельных терапевтов изобиловали ссылками на целительные свойства юмора
и часто тем самым превращали процесс в предполагаемую цель лечения. Однако явные ссылки на это
состояние в их разборах историй болезни и теорет. рассуждениях являются редкостью.
Тремя психологами, к-рые больше других говорили о тактике и целях юмора, яв-ся Альберт
Эллис, Гарольд Гринвальд и Уолтер О'Коннелл. Эллис использует внутреннее противоречие,
несовместимость и преувеличение, чтобы оспорить негативные предположения пациента по мере их
обнаружения. Гринвальд рассматривает терапию как благоприятную возможность игры с событиями, к-
рые прежде расценивались как «травмирующие»; согласно его позиции, следует найти способ
использовать мучительное прошлое, чтобы наслаждаться жизнью в будущем. Юмористическая позиция
яв-ся критерием зрелости в естественной интенсивной терапии (natural high therapy)
О'Коннелла, в к-
рой привычные попытки клиентов уцепиться за вину и упадок духа ради бесполезного соц. влияния
(власти) вызывают реакцию шутливого испуга терапевта, а ошибочные убеждения пациентов
|