Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1587 of 1766 
Next page End  

3. Акцент на заботливом, доверительном отношении терапевта к клиенту, осн. на уверенности в
своих силах.
Голдфрид полагает, что общие для всех психотерапевтических подходов принципы м. б.
обнаружены в стратегиях или принципах динамики всех уровней, начиная от высшего уровня
абстрагирования (философия каждой терапии) до самого низшего (конкретные технические приемы
каждой терапии). Голдфрид считает, что эти стратегии функционируют в качестве «клинических
эвристик, к-рые имплицитно руководят нашими усилиями в ходе терапии». Задача систематической Э.
п. может быть описана как превращение имплицитного в эксплицитное.
Систематическая эклектическая терапия Фредерика Торна. Одним из первых усилия по
формулированию совр. системы эклектицизма предпринял Ф. Торн, к-рый посвятил всю свою
деятельность разраб., описанию и распространению эклектического подхода к психотер. и
консультированию. Он полагал, что образцом для психотер. должна быть клиническая медицина и что
«терапия должна быть привязана к диагнозу, с ясным формулированием показаний и противопоказаний
к использованию всевозможных методов».
«Ведение больного» было для Торна более широким термином, чем «терапия». Он определял
«ведение психол. пациента» как «родовой термин для обозначения всех операций, проводимых
компетентным персоналом, имеющим психол. подготовку, с целью помочь клиентам улучшить свою
жизнь». Торн понимал, что психотер. — это лишь один из неск. выборов, к-рые м. б. использованы
врачами.
Хотя Торн весьма высоко ставил мед. модель, он расширил ее далеко за границы
объективистских форм, к-рые она иногда принимает в приложении к психологии. Торн утверждал, что
личностный рост должен быть целью всех людей и что психологи должны развивать навыки и теории,
способствующие психол. здоровью. Он предложил очень широкое видение психол. здоровья, к-рое
«зависит от того, в какой степени чел. преуспел в актуализации своего потенциала, чтобы научиться
справляться со всеми стандартными жизненными ситуациями, жить активно и творчески и хорошо
выполнять большое количество ролей».
Историческая основа систематического эклектицизма. Харт утверждает, что первичным
источником систематической Э. п. был У. Джемс. Джемс занимает особое положение в истории
психологии благодаря своей теории сознания, уделяющей внимание подсознательным процессам. В
рамках формулировок Джемса психотер. становится практ. поиском условий, вызывающих
индивидуальные изменения в сознательном функционировании.
Функциональная Э. п. обеспечивает теорет. связь между поведенческим, гуманистически-
экзистенциальным и психоаналитическим подходами к терапии. Харт выделяет 7 аспектов, общих для
всех представителей функционального эклектицизма.
1. В центре внимания клинициста находится актуальный момент, причем особое значение
придается пробелам в сознании.
2. Чувства считаются сознательными регуляторами поведения; регуляция достигается путем
выражения чувств, а не одного только инсайта относительно эмоций.
3. Я-концепция и связанные с ней Я-образы всегда тщательно изучаются.
4. Произвольные выборы, планы действия, филос. и моральные соображения включаются в
сферу терапии.
5. Модели роста и здоровья придается, по крайней мере, не меньшее значение, чем моделям
психопатологии.
6. Сознательные, подсознательные и бессознательные процессы рассматриваются, но именно в
таком порядке.
7. Предпочтение отдается прагматической установке на приемы терапии и использованию
значительного разнообразия методик и стратегий.
Примеры эклектических подходов. Программа тренинга соц. навыков, к-рую разраб. в
госпитале Ливермор П. Трауэр, Б. Брайант и М. Аргайл, объединяет идеи и методы психодрамы, соц.
психологии, теории коммуникации, лингвистики, психиатрии, эксперим. и клинической психологии.
Они тж упоминают об особом влиянии на построение их программы таких авторов как Э. Берн, К.
Роджерс, К. Юнг, З. Фрейд, Я. Л. Морено, а тж концепций когнитивно-поведенческой терапии и
терапии средой.
В качестве своей унифицированной модели они использовали образ психотерапевта как учителя,
задачей к-рого яв-ся не только диагностика, выявление показаний и лечение отклонений, но и
идентификация зон неудовлетворенности жизнью, постановка целей и обучение навыкам.
Hosted by uCoz