Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1596 of 1766 
Next page End  

ся полностью рандомизированный факторный план с испытуемыми, случайно только одному уровню
каждой переменной, и с условиями воздействия, включающими все возможные комбинации уровней.
План по меньшей мере с одной межгрупповой и хотя бы с одной интраиндивидной переменной
называется смешанным планом (mixed design). В этом случае испытуемый (или группа сопоставимых
испытуемых) обычно называется «блоком» (термин, пришедший из области сельскохозяйственных
работ), и предполагается, что при отсутствии влияния независимых переменных на выполнение
наблюдения внутри каждого блока будут идентичными (в пределах ошибки измерения).
Кэмпбелл и Стэнли описывают три плана подлинных экспериментов (true experimental designs):
план с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой; план Соломона для
четырех групп и план с тестированием только после воздействия и контрольной группой. Каждый из
этих трех экспериментов требует случайного распределения испытуемых по условиям и обладает
достаточными средствами контроля, обеспечивая тем самым более надежную основу для последующих
выводов о причинно-следственных отношениях в сравнении с др. планами. Набор независимых
переменных может увеличиваться через использование факторных методов.
Квазиэкспериментальные планы предполагают использование переменных, к-рыми не может
манипулировать или к-рые не может контролировать исследователь, напр., пол или партийная
принадлежность (без контрольных групп). Такие планы включают эксперим. планы с временными
рядами (с проведением повторных замеров на одном испытуемом или группе испытуемых с одним или
несколькими промежуточными условиями между замерами) план с неэквивалентной контрольной
группой и предварительным и итоговым тестированием (подобный плану с предварительным и
итоговым тестированием и контрольной группой, но без случайного распределения испытуемых в
отношении условий); и план с множественными временными рядами (являющийся комбинацией двух
предыдущих планов). Квазиэкспериментальные планы используются в тех случаях, когда реализации
планов подлинных экспериментов препятствуют этические или практ. соображения, и представляют
собой компромиссный вариант, допускающий возможность получения некоторых выводов о причинно-
следственных отношениях.
Корреляционные планы и планы ex post facto не позволяют делать выводов о причинно-
следственных отношениях, но могут обладать эвристической ценностью (в смысле генерирования
гипотез для дальнейших исследований). Планы ex post facto сравнивают уже существующие группы и
могут использовать ретроспективные данные (данные, собираемые в настоящем, основанные на
воспоминаниях о прошлом) и подбирать испытуемых на основе архивных или ретроспективных
переменных. Ретроспективные данные вызывают серьезные проблемы с валидностью, поскольку люди
имеют тенденцию согласовывать воспоминая со своими текущими взглядами. Такие планы обладают
меньшей мощностью, чем планы подлинных экспериментов, но могут быть более этичными и легкими в
реализации.
Все Э. м. должны использоваться с большой тщательностью и осторожностью, с вниманием к
этическим, практ. и статистическим соображениям. Научная теория строится на многократных,
согласующихся результатах исслед.; единичное исслед. дает лишь частицу информ. для научной
оценки.
См. также Дисперсионный анализ, Исследование методом двойного ослепления, Контрольные
группы, Методология (научных) исследований
М. Эллин
Экспериментальные планы (experimental designs)
Э. п. служат руководством для исследователей при проведении эксперимента. Эксперименты
представляют собой запланированное введение фактора в ситуацию с целью установить его связь с
изменением в данной ситуации. Вводимый фактор обычно называют вмешательством, воздействием
или независимой переменной; тогда наблюдаемое изменение будет мерой зависимой переменной. Э. п.
включают подробное описание того, сколько (и каких) групп испытуемых должно быть создано и каким
образом предполагается исключить наиболее правдоподобные альтернативные объяснения. Главные
задачи Э. п. — связать вмешательство с эффектом и исключить все др. объяснения наблюдаемого
изменения.
Простейшие Э. п. заключаются в воздействии, оказываемом на одного испытуемого или группу
испытуемых, вместе с наблюдениями до и после этого воздействия, проводимыми с целью
установления изменение в их состоянии.
Hosted by uCoz