испытуемых может снижать уровень обобщения рез-тов, особенно если недостаточно представлены
оценки в области какого-то одного или обоих краев их распределения.
Более широкое распространение получил способ разбиения на блоки или стратификации,
используемый, напр., в рандомизированном блочном плане. Вместо попарного уравнивания,
испытуемых распределяют по категориям блокам (напр., на имеющих низкий, средний или высокий
показатель IQ); затем случайно отобранная половина испытуемых каждого блока распределяется
случайным образом по эксперим. группам, а оставшаяся половина каждого блока образует
соответствующую контрольную группу.
Факторные планы позволяют одновременно анализировать эффекты двух или более
переменных. Они предусматривают столько групп испытуемых, сколько необходимо для измерения
влияния всех возможных комбинаций переменных.
Такие планы обозначаются по числу категорий каждой переменной (например, 2x2).
Произведение числа категорий показывает необходимое количество групп (для нашего примера 4).
Если проводится и предварительное, и итоговое тестирование, то такой план называют факторным
планом с повторными измерениями.
Факторные планы позволяют проверять сложные гипотезы, напр., оказывает ли каждая из двух
таких переменных, как пол и антропометрические показатели, самостоятельное влияние на
внимательность к сигналам на экране радара; будет ли их взаимодействие или сочетание одной из них с
третьей переменной пониженной температурой усиливать или ослаблять эксперим. эффект; и,
наконец, дадут ли все три переменных вместе усиление или ослабление эффекта. Эффекты
всевозможных комбинаций называются эффектами взаимодействия.
Латинский квадрат, почти так же как факторный план, позволяет контролировать две или более
переменных. В обмен на меньшее количество групп он лишает исследователя части информ., хотя и не
самой важной. Свое название этот план получил от старинной головоломки, в к-рой латинские буквы
нужно было разместить в таблице таким образом, чтобы определенная буква, обозначающая здесь
воздействие или уровень независимой переменной, встречалась только один раз в строке или столбце. В
латинском квадрате 3x3 каждый из вариантов программы обучения (А, В, С)
может быть случайным
образом приписан к комбинации уровней способностей (высокий, средний, низкий) и мотивации
(высокий, средний, низкий), так что каждая программа обучения будет один раз опробована на каждом
из уровней способностей и на каждом из уровней мотивации.
Потребуется всего лишь девять групп вместо 27 (3 х 3 х 3), необходимых для полного
факторного плана. Однако латинский квадрат не да¸т всей информ., к-рую предоставил бы факторный
план относительно возможного усиливающего или ослабляющего эффекта (взаимодействия) отдельных
уровней способностей или мотивации с отдельными вариантами программы обучения.
В основе упоминавшихся выше АБА/АБАБ экспериментов лежат планы с временными рядами.
Эти планы предполагают контроль поведения отдельного испытуемого или группы испытуемых на
протяжении какого-то отрезка времени через проведение повторных наблюдений и повторных
вмешательств или воздействий. Иногда повторяют одни и те же воздействия, а иногда разные. Если
вмешательство эффективно, то вслед за ним должно наблюдаться изменение, так что каждый
испытуемый или группа одновременно выполняет роль собственной контрольной группы. Там где
эффект воздействий сохраняется как в исслед. научения, на последующие вмешательства могут влиять
эффекты предыдущих, и потому этот «эффект множественного воздействия» нужно заранее
планировать как возможный примешивающийся и загрязняющий фактор. Напротив, некоторые быстро
выводимые организмом транквилизаторы будут незамедлительно проявляться во временной серии
наблюдений. Без дополнительных доз их эффект исчезает, но снова проявляется при следующем
введении транквилизатора. Если удается показать, что паттерн эффекта совпадает с временным
паттерном введения и прекращения эксперим. воздействия, то это является очень убедительным
доказательством наличия причинно-следственной связи.
Планы с множественным базисом: эта разновидность планов с временными рядами
предписывает измерение одного или нескольких видов поведения через определенные промежутки
времени с тем, чтобы установить «базисные линии» [Фоновые характеристики. Примеч. науч. ред.], и
последующее вмешательство в один из видов этого поведения. Если вмешательство оказывается
эффективным, то изменение отмечается именно в этом, но не в остальных видах поведения. Позволяя
паттерну вернуться в устойчивое состояние, экспериментатор производит вмешательство в поведение
др. вида и отмечает изменение в нем относительно второй «базисной линии», и т. д.
См. также Контрольные группы, Методология (научных) исследований, Методы многомерного
|