Э. м. служит для сообщения базовых эмоций: радости, гнева, отвращения, печали и страха в
сочетании с удивлением. Все люди, включ. представителей дописьменных культур, без труда
ориентируются в признаках этих осн. эмоций. Более того, соответствующие выражения лица
появляются спонтанно у совсем маленьких детей, а также у слепых и глухих от рождения.
Многие психологи объясняют универсальность основных выразительных движений лицевых
мышц действием наследственной программы. Есть и др. мнение: выражения лица могут приобретаться
в результате научения, одинакового для всех представителей вида, или же вследствие биолог.
адаптивных реакций новорожденных.
Не всякая Э. м. передает универсальные сообщения. Вполне возможно, что люди научаются
правилам принятого в конкретной культуре выражения эмоций посредством наблюдения за
окружающими.
Э. м. играет важную роль в ранних соц. взаимоотношениях чел. С момента появления ребенка на
свет она служит для передачи жизненно важной информ. Лицевая мускулатура новорожденного
полностью сформирована и функциональна. Плач и жалобное выражение лица у младенца
универсальные признаки дистресса указывают ухаживающему за ребенком взрослому на
необходимость разрешить какие-то проблемы малыша. Соц. улыбка, то есть улыбка с фиксацией
взгляда на чел, к-рый ухаживает за ребенком, появляется в возрасте 34 недель. Улыбка одна из
младенческих моделей поведения, к-рая позволяет расположить к себе взрослого, стимулирует
формирование привязанности между взрослым и младенцем, повышает шансы малыша на получение
помощи в течение долгого периода развития.
Э. м. ребенка, перешедшего рубеж младенчества, позволяет окружающим составить точное
представление о наличии у него приятных и неприятных эмоциональных переживаний.
Выражения лица вызывает ряд др. измеримых эффектов в соц. поведении, к-рые психологи
только начали изучать. В одном исслед. было показано, что ученики научались большему у учителей,
демонстрировавших положительные, а не отрицательные эмоции. В др. исслед. было установлено, что
на агрессию преподавателя влияло выражение лица уч-ся. Преподаватели реже наказывали тех, кто
выглядел рассерженным и недовольным, и чаще наказывали учеников, казавшихся веселыми и
довольными.
См. также Жесты, Эмоции
Л. Л. Давидофф
Экспрессивные искусства (expressive arts)
Э. и. не часто рассматривают с позиций их вклада в изменение поведения, несмотря на
признание за ними способности вызывать изменения личности. С увеличением информ. базы данных,
улучшающей понимание причин поведенческих изменений, возрастает роль нетрадиционных и
новаторских видов терапии. К Э. и. относятся поэзия, музыка, литературные сочинения, живопись,
танцы, скульптура и различные сочетания этих видов искусства. Э. и. зачастую неофициально
используются в терапии, однако они редко исследуются, и обычно им отводятся только
вспомогательные роли. И все же, Э. и. поднимают вопросы, к-рые привлекают внимание и требуют
своего изучения. Существующие данные позволяют высказать ряд соображений эвристического
характера.
1. Э. и. позволяют достичь самовыражения без той иногда довольно серьезной конфронтации, к-
рая возникает в ходе разговорных терапий.
2. Э. и. задействуют формы личных переживаний и выразительности, свойственные всем людям.
Все общества создают рассматриваемые здесь образцы Э. и. и используют их для эмоциональной
разрядки и (вербального) самовыражения (self-statements). Хотя и не предполагается, что Э. и. отражают
специфические личностные трудности, соц. проблемы конкретной культуры или еще что-то подобное,
такие результаты могут обнаруживаться. Экспрессия не вызывает с необходимостью эмоционального
катарсиса, но может вносить в него свой вклад.
3. Продукты людей в терапии, использующей экспрессивные искусства, выглядят менее
иррелевантными (redundant), чем вербальные описания соизмеримого поведения у клиентов
психотерапии. Известно, что психотер. характеризуется высокой иррелевантностью (ригидность,
дефензивность и невосприимчивость к альтернативам), и что преодоление иррелевантности зачастую
служит признаком прогресса.
|