Слова Э. и И. употребляются уже на протяжении нескольких столетий. Этимологически их
соответственно можно истолковать как «обращение вовне» и «обращение внутрь». Долгое время они
использовались гл. обр. в этих значениях как в физ., так и в психол. смысле. Их психол. употребление
можно найти в работах, датирующихся XVII столетием, когда под Э. подразумевалось обращение
мыслей к внешним объектам, а под И. к своему собственному разуму, душе или духовной сфере.
Главную роль в привлечении внимания психологов к этим понятиям сыграл Карл Юнг. Юнг
рассматривал Э. и И. в качестве фундаментальных измерений челов. темперамента и полагал, что
многие из значительных флуктуации и противоречий в зап. мысли могут быть поняты как результат
столкновения между этими противоположными перспективами. Он также считал что зап. мышление в
целом, в сравнении с восточным, носит экстравертированный характер.
Юнг определял Э. как обращение либидо или психич. энергии вовне. Это эквивалентно
высказыванию, что Э. означает направление интереса на объекты (др. людей или предметы),
присутствующие в данном окружении, и функционирование в связи с этими объектами. Находясь в
экстравертированном состоянии, субъект воспринимает, мыслит, чувствует и действует сообразуясь с
данным объектом. И. была определена Юнгом как обращение либидо внутрь. Это означает
перенаправление интереса от объекта к субъекту к собственному сознательному опыту индивидуума.
В интровертированном состоянии восприятие, мышление, чувствование и действие определяются более
непосредственно субъективными факторами, чем данным объектом. Экстраверт чел., обычно
находящийся в экстравертированном состоянии, склонен немедленно и непосредственно реагировать
на поступающие извне стимулы. Находясь преимущественно в интровертированном состоянии,
интроверт склонен воздерживаться от немедленных реакций и действовать на основе субъективных
соображений, следующих за внешним стимулом.
Измерение Э./И. в психологии трактовалось по-разному. Познакомившись с юнговской
интерпретацией этих терминов, Зигмунд Фрейд заключил, что Э. характеризует здоровое состояние, в
то время как И. создает предрасположенность к психопатологии. Между тем Юнг отнюдь не трактовал
Э. и И. подобным образом и не считал одну предпочтительней другой. Однако т. зр. Фрейда
возобладала в общественном сознании (напр., в США), отдающем предпочтение Э. перед И. Среди
американских психологов и педагогов существует выраженная тенденция рассматривать Э. как более
предпочтительную характеристику и истолковывать это измерение в рамках соц. поведения. Так,
экстраверсия часто понимается в аспекте коммуникабельности (sociability), тогда как И.
рассматривается как тенденция к уклонению от соц. контактов. Юнг рассматривал это измерение
преимущественно с т. зр. различных форм опыта или сознания, и попытка определения его через
поведение сама по себе отражает экстравертированный подход к психологии. Лучшей иллюстрацией
такого сдвига в ориентации яв-ся большинство разрабатываемых опросников, в к-рых содержание
пунктов шкал Э., как правило, связано с коммуникабельностью, а содержание пунктов шкал И.
преимущественно связано с тревожностью или невротическими симптомами. Строго говоря, такие
шкалы не могут рассматриваться в качестве мер Э./И. в юнговском понимании.
Мюррей утверждал, что юнговские понятия охватывают целый ряд отдельных частных
переменных, к-рые могут измеряться и оцениваться независимо друг от друга. Он предложил новые
названия для некоторых из них. Одно из таких измерений получило название «экзокатексия
эндокатексия» (exocathection endocathection). Оно гл. обр. отражает сравнительное значение, к-рое
индивидуум придает внешнему миру (включ. сюда практ. деятельность, соц. и политические события и
мнения др. людей) в противоположность внутреннему миру (своим собственным переживаниям,
фантазиям, идеям, теориям, образам и т. д.). Др. таким измерением является «экстрацепция
интроцепция» (extraception introception). Оно связано с детерминантами восприятия, оценки и
поведения. Экстрацепцией называется тенденция руководствоваться конкретными, отчетливо
наблюдаемыми, физ. обстоятельствами, тогда как интроцепция отражает тенденцию руководствоваться
более субъективными факторами: чувствами, фантазиями, помыслами и стремлениями. Работы ряда
крупных исследователей в области факторного анализа включ. Раймонда Б. Кэттелла, Дж. П.
Гилфорда и Ганса Айзенка тж указывают на возможность выделения некоторых частично
независимых составляющих измерения «экстраверсииинтроверсии». В то же время их данные скорее
представляют согласованные свидетельства существования широкого общего измерения (по-видимому,
представляющего собой фактор большего порядка), к-рое довольно хорошо корреспондирует с
юнговскими понятиями и охватывает большое количество специфических индивидуальных различий, к-
рые мы обнаруживаем в челов. личности.
|