В противоположность этому, Стотленд и его коллеги обнаружили, что в ситуациях, когда помочь
страдающему др. оказывается не просто или даже невозможно, испытывающий Э. может попытаться
вырваться из этой неприятной ситуации физически или психологически путем «замораживания»
своих чувств. Если боль др. достигает крайней степени или проявляется в виде сильной агонии, субъект
эмпатии может физически или психологически устраниться из этой ситуации. Бэтсон и Коук сообщают,
что это бегство от мучительного сопереживания происходит с меньшей вероятностью, если данный чел.
не просто проникается чувствами др., но еще и симпатизирует ему т. е. сообщает об ощущении
эмоционального побуждения помочь др., чувстве сострадания, жалости и сердечного участия. Хоффман
показал, что, независимо от используемого теорет. похода к Э., методики ее измерения на основе
самоотчетов всегда дают более высокие показатели для женщин по сравнению с мужчинами.
См. также Эмоции, Представления, Социальный интерес
Э. Стотленд
Эмпиризм (empirism)
Э.
это направление в эпистемологии (гносеологии), согласно к-рому все знание возникает в
результате чувственного восприятия и опирается на него. Э. можно противопоставить двум другим
часто, хотя и не обязательно, связываемым между собой доктринам: нативизму, утверждающему, что
некоторое знание дано нам от рождения, и рационализму, утверждающему, что именно разум, а не
чувственный опыт, дает нам самые верные основы знания.
Эти споры уходят корнями в V в. до н. э. Э. возник как реакция на рационализм, зарождение к-
рого связано с именем Парменида, а дальнейшее развитие с именем Платона. Сторонники
рационализма проводили резкую границу между мнением, или ошибочным представлением, и знанием,
или внешней (объективной) и доказуемой истиной. Они считали, что чувственный опыт дает людям
только мнение об изменяющемся мире призраков (видимости или кажимости), а поскольку призраки
могут вводить в заблуждение, нельзя полагаться на чувственное восприятие. Т. о, рационалисты
призывали совершенно не доверять чувствам и искать знания посредством разума. Мнение может быть
верным, а может и не быть таковым, это зависит от случайного совпадения мнения и наблюдения; в
отличие от мнения, знание должно быть доказуемо и объективно истинным, и только логика разум
может обеспечить доказательство и дать уверенность. Рационалисты, как правило, считали также,
что знания преимущественно даются людям от рождения, научение же представляет собой «извлечение
на поверхность» того, что до поры до времени неявно присутствует в душе или в мозге.
С именем Эмпедокла связано возникновение др. философии, Э., выразившего недоверие осн.
идее рационализма с его склонностью к причудливым метафизическим спекуляциям и попытавшегося
показать, что наблюдение приводит к знанию. Сторонники Э. в его крайнем проявлении утверждают,
что наблюдение яв-ся единственным надежным источником знания. Если даже рационалист и отвергает
опыт, долг эмпирика доказать, что перцепция на самом деле яв-сь источником верного знания: т. о.,
чтобы подтвердить возможности перцепции, эмпирик должен изучить ее. Здесь и начинается
психология. Чтобы убедить нас в правильности собственной системы взглядов, эмпирик, подобный
Эмпедоклу, должен объяснить нам, как «работает» восприятие, а это, бесспорно, сфера интересов
психологии. Т. о., теории восприятия принадлежат к наиболее древним психол. теориям, созданным для
решения проблем философии. Эмпирики также не доверяют нативистским заявлениям рационалистов
как апелляциям к миру непостижимого.
Совр. философия относит начало дискуссии между сторонниками рационализма/нативизма и
эмпириками к XVI в. и связывает ее с именами Рене Декарта, основателя совр. рационализма, и Джона
Локка, наиболее яркого представителя совр. эмпиризма. Э. представлен двумя школами умеренной и
радикальной. Умеренный эмпирик соглашается с теми, кто считает, что источником всех идей яв-ся
перцепция, однако допускает, что «аппарат разума», т. е. такие его функции как память, воображение и
язык даны чел. от рождения. Сторонники крайних взглядов, в том числе и Джон Стюарт Милль, не
ограничиваются этим и утверждают, что рез-том научения яв-ся не только то, над чем человек думает,
но и то, как он думает, т. е. сами мыслительные процессы.
Своеобразным синтезом идей рационализма и Э. яв-ся философия Иммануила Канта,
считавшего, что наука высшая форма челов. познания начинается с опыта и с систематизации его
результатов. Однако Кант полагал, что благодаря врожденным свойствам челов. разума челов. опыт
неизбежно «принимает определенную форму», к-рая и становится источником упорядоченного явления,
изучаемого наукой. Следовательно, наука базируется на логически доказуемом основании, присущем
|