К числу возможных выгод для участников относятся: а) денежные выплаты, к-рые не должны
быть настолько велики, чтобы принуждать людей к участию и заставлять забывать о своих правах и
благополучии; б) удовольствие, получаемое от участия в решении задачи; в) клиническая польза (даже
интервью, предназначенное для целей исслед., может помочь людям лучше понять свои проблемы); г)
удовлетворение от личного содействия научному прогрессу.
Анализ соотношения между риском и выгодами. Осн. постулат большинства кодексов гласит:
чтобы исслед. было этически оправданным, его потенциальные выгоды должны перевешивать
связанный с ним риск. Когда риск оказывается слишком высок, научное исслед. просто не должно
проводиться. В отношении исслед. с высокой степенью риска, к-рые все же проводятся, должны быть
приняты специальные меры предосторожности для защиты прав и благополучия их участников. Важно,
чтобы такого рода решения разделялись коллегами.
В некоторых случаях на долю участника выпадают как риски, так и выгоды. Напр., в ходе
проверки нового вида терапии, риск, связанный с отклонением от принятой практики, может оказаться
для пациента большим, чем компенсация потенциальными выгодами. Отношение риск/выгоды (risk-
benefit ratio)
становится современной модификацией известного принципа «цель оправдывает
средства». Оно также отражает трения между правами личности и общим благом.
Анализ соотношения между риском и выгодами представляет собой трудную задачу, поскольку
их не так-то легко измерить. Иногда ни то, ни другое невозможно оценить до окончания исслед., но все
же можно попытаться предсказать их до его начала. В конечном счете, в принятии решения о риске и
выгодах должны участвовать, по меньшей мере, сами исследователи, их коллеги и участники
исследований. Анализ соотношения между риском и выгодами необходимый шаг в принятии
решения об этическом статусе исслед. Его может оказаться недостаточно для оправдания проведения
исслед., но он может предоставить достаточно оснований для отказа от него. Однако анализ
соотношения между риском и выгодами должен быть подчинен, в первую очередь, заботе о соблюдении
прав чел. и личности.
Риск регулирования
Забота о правах и благополучии участников исслед., наблюдательные советы и этические
кодексы будут несомненно удерживать за собой постоянное место на научной сцене, и, в целом,
выполнять положительную роль. В то же время, регулирование имеет свои опасные стороны. Это
дорогостоящий, трудоемкий процесс, требующий усилий, к-рые можно было бы с успехом
использовать в самом научном исслед.
Помимо проблемы административных проволочек, возникает серьезный вопрос о том, в какой
мере регулирование может подавлять научное творчество.
Кодексы и регулирующие процедуры вероятно необходимы. Директивы и наблюдательные
советы не позволяют ослабевать чувствительности исследователей к неизбежно возникающим в исслед.
людей моральным дилеммам. Они могут указывать на те аспекты, в к-рых оказались ущемлены
интересы участников, и подсказывать альтернативные пути достижения целей исслед. Поиски
принципов, а также усилия по проверке их применимости в конкретных случаях, оказываются
необходимыми для поддержания нашей бдительности в отношении гуманитарных, равно как и
научных, проблем в психологии.
См. также Психология и закон, Этичное обращение с животными
Ш. Корчин
Этические принципы психологов и кодекс поведения (редакция 1992 г.) (The ethical
principles of psychologists and code of conduct (1992 revision))
История. Этический кодекс Американской психол. ассоц. (АРА), принятый в 1953 г., стал одним
из первых такого рода кодексов профессионального поведения.
Откликнувшись на неуклонно возраставшую потребность в официальном этическом кодексе, Н.
Хобс принял на себя руководство Комиссией по этическим нормам вскоре после окончания II мировой
войны и возглавил работу над этим проектом. Эта комиссия работала на протяжении 5 лет, собрав от
членов АРА 1000 кратких эпизодов, в к-рых описывались ситуации этичного и неэтичного поведения. В
конечном счете она разраб. документ объемом 171 с. «Этические нормы психологов» (Ethical
standards of psychologists), включавший сборник ситуаций и Этический кодекс, состоящий из 6 осн.
разделов и 28 подразделов; в число 6 разделов вошли: а) компетентность; б) честность; в)
профессиональная и научная ответственность; г) уважение прав и достоинства чел.; д) забота о
|