конкретную предметную область. Оглавление и развитая система перекрестных ссылок документа
делают Кодекс удобным для использования психологами и широкой общественностью.
Итоги. Новый Кодекс в значительной степени отличается от любой из своих предыдущих
версий; остается посмотреть, как новая форма и содержание упростят его использование
потребителями, психологами и этическими комиссиями. Он может оказаться документом с рядом
изъянов, к-рые вызовут процесс его неизбежного устаревания. Однако эти структурные изменения
могут установить прецедент, к-рый, мы надеемся, окажется полезным на долгие годы.
См. также Американская психологическая ассоциация
(I, II), Американский психологический
фонд, Американское психологическое общество, Этические проблемы в психологии, Этичное
обращение с животными, Профессиональная этика
Т. Ф. Нейджи
Этические проблемы в психологии (ethical problems in psychology)
Два наиболее важных исходных документа в отношении этических проблем, возникающих перед
психологами, это «Этические принципы психологов» (Ethical principles of psychologists)
и
«Этические принципы проведения исследований с людьми» (Ethical principles in the conduct of research
with human participants)
Американской психол. ассоц. (АРА), В дополнение к этому, «Критерии для
аккредитации докторских программ и интернатур в профессиональной психологии» (Criteria for
accreditation of doctoral programs and internships in professional psychology)
требуют для полноценной
подготовки в профессиональной психологии прохождения обязательных курсов научной и
профессиональной этики, а тж изучения соотв. норм.
Этические принципы представляют собой оценочные суждения, часто трудно переводимые в
реальное поведение; психологи, к-рые не дают себе труда задуматься над этими проблемами, нередко
сталкиваются с этическими дилеммами. Здесь будут рассмотрены три важных этических принципа из
«Этических принципов психологов» АРА:
публичные высказывания, конфиденциальность и
компетентность.
Публичные высказывания. Этот принцип относится к деятельности психологов, направленной
на оказание помощи людям, к-рая связана с принятием более обоснованных решений. Публичные
высказывания следует основывать на совр. состоянии гуманит. и естественных наук, не забывая, что в
отношении любого научного исслед. существуют пределы раскрытия и ограничения на использование
полученных в нем данных. Кроме того, данный принцип предостерегает психологов, предоставляющих
индивидуальные диагностические и терапевтические услуги, от выхода за рамки профессионально-
психологических отношений с клиентом.
Однако здесь возникают два вопроса. Во-первых, может ли рекомендация психолога навредить
обратившемуся за помощью клиенту или замещающим его лицам? Во-вторых, что можно сказать о
требовании, что рекомендация не должна выходить за рамки контекста профессиональных отношений?
Первый вопрос отсылает к нас еще более общей проблеме. Существуют ли свидетельства того, что
психол. помощь со стороны опытных специалистов может причинять вред? В работе «Блага психотер.»
(The benefits of psychotherapy), M. Л. Смит, Г. В. Гласс и Т. И. Миллер указывают на практ. отсутствие
доказательств того, что психотер. наносит вред, и многочисленные доказательства того, что она
приносит пользу. Однако все же представляется необходимым дать оценку правомерности уподобления
рекомендации в СМИ психотер., реализуемой в иных профессиональных условиях. Родственная
проблема заключается в том, может ли принести ущерб участникам, замещающим др. лицо,
выслушивание чужих проблем. На сегодняшний день не существует доказательств такого эффекта.
Второй вопрос, не выходит ли помощь с использованием СМИ за рамки контекста
профессионально-психологических отношений, представляет сложность для определения. Большинство
профессиональных психологов согласились бы (и суд тоже соглашается), что профессиональные
отношения начинаются с момента вступления клиентом в контакт (даже по телефону) со специалистом
и согласия специалиста продолжить обсуждение с этим клиентом его психол. проблем. Это могло бы
служить парадигмой для коммуникации с использованием СМИ. Однако не каждый психолог готов
оказывать психол. помощь через СМИ. Один важный вопрос, требующий рассмотрения, а именно:
перевешивают ли выгоды от психол. консультирования через каналы СМИ связанные с этим риски,
яв-ся не только этической, но и эмпирической проблемой.
Конфиденциальность. В преамбуле к этому принципу АРА формулируется, что
конфиденциальная информ., получаемая в рез-те работы психолога, не подлежит разглашению, если
|