Проблема непрерывности эволюции разума яв-ся одним из главных факторов, стимулирующих
исслед. Я. ч. о. В чем заключается уникальность вида Homo sapiens?
Мн. утверждают, что наличие
сознания и способности мыслить зависит от языка; для некоторых философов разум идентичен
способности пользоваться языком.
На заре исслед. было предпринято несколько попыток обучить обезьян произносить слова.
Последующие эксперименты показали, что человекообразные обезьяны лишены физиолог. аппарата,
необходимого для того, чтобы продуцировать нечто, напоминающее челов. речь.
Преимуществом новаторской работы Беатрисы и Аллена Гарднеров было использование
естественной для обезьян манеры употреблять жесты. Фрэнсин Паттерсон научила горилл подавать
речевые знаки с помощью рук и понимать разговорный английский язык. Герберт Террейс и его
сотрудники в процессе сбора данных широко применяли видеозаписи, что позволило им получить
обширный материал о знаках, к-рые шимпанзе Ним подавала с помощью рук. В двух проектах, не
связанных с использованием знаков, применяли искусственные визуальные конструкции: Сью Саваж-
Румбо и Дуэйн Румбо прибегли к компьютеризованной системе лексиграмм, в то время как Дэвид
Примак научил шимпанзе использовать куски пластмассы разной формы, выполняющие функции слов.
В большинстве экспериментов подчеркивалась важность сильного положительного соц. взаимодействия
между инструктором и обезьяной, поскольку подобные связи наверняка существуют у людей на
начальных стадиях овладения языком.
На основании всех проведенных исслед. можно прийти к заключению, что знаки и элементы
искусственных словарей функционируют так, как если бы они представляли объекты или события в
реальном мире. До сих пор нет убедительных свидетельств тому, что порождаемые обезьянами
высказывания (предложения) яв-ся грамматическими. Кроме того, скорость обучения у
человекообразных обезьян несравнимо ниже, чем у детей; средняя длина высказывания мала; и, по-
видимому, обезьяны часто повторяют и не добавляют ничего к тому, что им было только что сообщено.
Т. о., приходится сделать вывод о том, что «языковая» продукция обезьян обладает всего лишь
зачаточным сходством с челов. языком. Тем не менее, назвать продукцию маленького ребенка
лингвистической тоже было бы довольно трудно, если бы мы не знали, что он вырастет во взрослого
чел., владеющего языком. Проекты по исслед. Я. ч. о. действительно показали наличие у них
когнитивных способностей и возможных ментальных (внутренних) состояний.
См. также Знаки и символы, Интеллект животных, Коммуникация животных
Д. Роббинс
Языковое развитие (language development)
Процесс овладение родным языком начинается в первые месяцы жизни и продолжается на
протяжении всей взрослости. Наиболее быстрыми темпами обучение языку происходит в раннем
детстве, когда к б годам дети овладевают произношением основных звуков, базовой грамматикой и
почти всей (свыше 90%) базовой лексикой родного языка.
Теории языкового развития. Для объяснения челов. способности к овладению языком было
предложено две совершенно разных теории. Одна, сформулированная Б. Ф. Скиннером и впервые
изложенная в его книге Verbal behavior («Вербальное поведение»), предполагает, что дети выучиваются
говорить благодаря механизмам классического и оперантного обусловливания.
Др. теория, предложенная Ноамом Хомским и Дэвидом Мак-Нейлом, утверждает, что научение
языку почти полностью обеспечивается врожденной способностью. Дело обстоит так, как если бы с
самого рождения существовала особая ментальная структура «механизм овладения языком», в
программу работы к-рого уже заложены осн. лингвистические правила. Для усвоения любого языка, на
к-ром говорят родители ребенка, последнему требуется лишь минимальное количество специфической
информ.
Хотя обе эти теории имеют своих сторонников, данные эмпирических исслед. в большей степени
подтверждают третью т. зр. на языковое развитие. Согласно этой теории, основу процесса овладения
языком составляет взаимодействие между младенцем и ухаживающим за ним взрослым или, в общем,
между двумя людьми. Доказательства того, что люди с рождения чувствительны к обучению языку,
получены в исслед. как глухих, так и слышащих младенцев.
Аспекты языка. Исследовались четыре аспекта языкового развития: фонология (звуки),
синтаксис (глубинная структура), семантика (значения слов и выражений) и прагматика (практ. навыки
|