одному масштабу, что позволяет напрямую сравнивать ранее несопоставимые переменные.
Участок нормальной кривой, заключенный между Z
= -1,96 и Z
= +1,96, содержит 95% всех
случаев, а участок между Z
= -2,576 и Z
= +2,576 включает 99% случаев, и потому одно из этих двух
множеств Z-o. обычно используется при определении конечных точек критической области для
принятия нулевой гипотезы в психол. исслед.
См. также Измерение, Стандартизация теста, Статистическая значимость
Г. Райх
Z-процесс (Z-process)
Z.-п. это психотерапевтическая система, объединяющая в себе этологические принципы и
принципы формирования привязанности, к-рая была разработана для преодоления сопротивления
образованию связи между взрослым и ребенком, являющейся необходимым условием нормального
роста последнего. Аутичный ребенок демонстрирует саморазрушительные формы агрессии и не
способен направить агрессию на др. людей. Лечение аутистичных детей методом Z.-п. привело к
заключению, что такая психопатология яв-ся следствием неспособности сформировать две цепочки
привязывающего поведения, существенных для развития привязанности, стимулирующей эффективную
жизнедеятельность: а) телесный контакт, необходимый для развития близости и базисного доверия, б)
контакт глаз, необходимый для направления, интеграции и фокусирования сложного эмоционального и
когнитивного взаимодействия ребенка и взрослого. Нарушение этих связей называют «комплексом
медузы» (Medusa complex), коррекция к-рого осуществляется путем «выдерживания» ребенка «в
состоянии протеста» при поддерживании контакта глаз. Нико Тинберген и его сотрудники сообщили о
существенном успехе применения метода «выдерживания» в работе с аутичными детьми.
См. также Аутизм, Связь и привязанность
Р. Заслоу
Психология в именах
Авенариус Рихард / Avenerius, Richard (18431896). Авенариус предположил существование
системы «С», от которой зависит сознание. Важность этого понятия связана с его влиянием на
Титченера.
Азума Хироши /
Azuma Hiroshi (p. 1926). Работы Азумы посвящены вопросам когнитивного
развития детей, понятию научения и методам обучения.
Айзенк Ганс Ю. / Eysenck, Hans J. (р. 1916). Проведенные Айзенком исследования охватывают
такие области, как теория и измерения личности, интеллект, социальные установки и политика,
генетика поведения и поведенческая терапия.
Айсдорфер Карл /
Eisdorfer, Carl (p. 1930). Айсдорфер специализировался на исследованиях
старения. Он стал редактором-учредителем Annual review of gerontology and geriatrics («Ежегодное
обозрение геронтологии и гериатрии»).
Алмейда Эдуардо / Almeida, Eduardo (p. 1937). Алмейда известен как руководитель программы
развития компетентности у учащихся школ г. Мехико, а также как разработчик одного из способов
изучения общественного мнения.
Анастази Анна /
Anastasi, Anna (p. 1908). Имя Анны Анастази теснейшим образом связано с
созданием и развитием дифференциальной психологии. Основные темы ее исследований: факторный
анализ, проблемы конструирования тестов и интерпретации тестовых показателей.
Ангьял Андраш /
Angyal, Andras (19021960). Ангьял отстаивал точку зрения, согласно
которой существует два основных паттерна мотивации: стремление к господству над средой и
стремление к любви.
Анзье Дидьер /
Anzieu, Didier (p. 1923). Важнейшие психологические понятия Анзье
«групповой бред», «наружное Я», «парадоксальный перенос» и «созидательная психологическая
работа».
Ансбахер Хайнц / Ansbacher, Heinz L. (р. 1904). Ансбахер главный толкователь психологии
Альфреда Адлера. Наиболее существенным вкладом Ансбахера является прояснение введенных
Адлером понятий «стиль жизни» и «социальный интерес».
Аш Соломон /
Asch, Solomon (p. 1907). Аш наиболее известен своими экспериментальными
|