Navigation bar
  Print document Start Previous page
 166 of 1766 
Next page End  

состояние (симптомы отмены), объясняя сильную мотивацию к принятию этого наркотика (процесс
аддикции).
Модель обусловливания толерантности к наркотику тж позволяет объяснить случаи смертельных
исходов вследствие «передозировки» героина, даже несмотря на то, что эти дозы редко превышали
обычные дозы героинового наркомана в предыдущих случаях. Наркоманы обычно принимают
наркотики в одном месте и в кругу одних и тех же людей, а это приводит к тому, что повторяющиеся
условные раздражители из окружения начинают вызывать компенсаторную физиолог. реакцию, к-рая
снижает эффект от употребления героина. Но если наркоман принимает героин в др. время и в др.
месте, тогда условные раздражители, вызывающие такую компенсаторную реакцию, отсутствуют. В
таком случае обычная доза героина окажет гораздо более сильный эффект и может повлечь за собой
смертельный исход.
Данные по людям, по-видимому, согласуются с рез-тами лабораторных исслед. на крысах и
предыдущим анализом. Наркоманы, оказавшиеся в условиях изменившегося окружения, в больнице или
тюрьме, обнаруживают, что они могут на неделю или две отказаться от приема наркотиков. Однако
вскоре после своего возвращения в прежнее окружение, в условиях к-рого сформировалась аддикция,
по крайней мере 95% из них возобновляют употребление наркотиков. В противоположность этому,
пристрастившиеся к употреблению наркотиков во время войны во Вьетнаме ветераны, а тж те, кто
проходил лечение в госпиталях этой страны, возвращались в окружение, отличное от того, в к-ром
выработался компенсаторный механизм. Спустя мн. месяцы лишь 7% этих ветеранов возобновили
употребление наркотиков.
Все это говорит о том, что реальный путь освобождения от аддикции для наркомана заключается
в максимально возможном изменении своего окружения.
См. также Антабус, Химическая стимуляция мозга, Контролируемая алкоголизация,
Фармакологические формы аддикции, Лечение наркомании, Привыкание (габитуация), Виды
подкрепления
М. Р. Денни
Выработка условных рефлексов высших порядков (higher-order conditioning)
Выработка условного рефлекса высшего порядка происходит при использовании условного
раздражителя из одной фазы эксперимента (УРЗ-1) в качестве безусловного раздражителя (БРЗ) для
дальнейшего обусловливания. В эксперименте, описанном Павловым, в качестве УРЗ-1 использовался
звуковой сигнал, исходным БРЗ была пища, а условной (УР) и безусловной (БР) реакцией служило
слюноотделение. После выработки у собаки УР на УРЗ-1 на короткое время перед появлением УРЗ-1
предъявлялся черный квадрат (УРЗ-2). После десяти сочетаний этого черного квадрата и звукового
сигнала реакция слюноотделения — примерно с половинной интенсивностью реакции на звуковой
раздражитель — начинала возникать уже на сам квадрат. Это является примером обусловливания более
высокого порядка, а именно условного рефлекса второго порядка. Павлов тж обнаружил возможность
обусловливания третьего порядка, но лишь в отношении оборонительных рефлексов — тех, что
возникают в ответ на удар электрическим током. Рефлексы четвертого порядка выработать у собак
оказалось невозможно.
Как правило, УР высших порядков характеризуются меньшей амплитудой, большим латентным
периодом возникновения и коротким жизненным циклом. Этот последний факт является следствием
того, что при выработке УР более высокого порядка УР первого порядка подвергается угашению: УРЗ-
1, начинающий функционировать в роли БРЗ, теперь возникает без подкрепления. В рез-те следующие
за ранее выработанным вторичным рефлексом сочетания раздражителей приводят к его постепенному
исчезновению.
То, что УР высших порядков оказываются относительно недолговечными, нисколько не умаляет
их теорет. значения, заключающегося в том, что подкрепление (БРЗ) в процедуре обусловливания более
высокого порядка приобретает свою подкрепляющую силу в рез-те научения. В совр. терминологии,
вторичный условный рефлекс возникает на основе вторичного подкрепления. Процесс вторичного
подкрепления вызвал к себе гораздо больший интерес в области оперантного научения, чем в области
классического обусловливания.
См. также Классическое обусловливание, Теории научения
Г. А. Кимбл
Hosted by uCoz