ролям, которые они исполняют, и подчиняют свое поведение этим нормам.
Зубин Джозеф / Zubin, Joseph (19001990). Зубин способствовал разработке методик
наблюдения и квантификации поведения психически больных. Он также строил модели поведения в
психопатологии с различных точек зрения: физиологической, поведенческой, генетической и
психосоциальной.
Ивао Сумико Фурая / Iwao, Sumiko Furaya (p. 1935). Касаясь связи между знаниями о другой
нации и аттитюдом к ней, результаты исследований Ивао указывают на линейную положительную связь
между знанием и аттитюдом, однако если количество информации оказывается большим, эта связь
становится отрицательной.
Иенш Эрих / Jaensch, Erich R. (1883-1940). Иенш наиболее известен своим учением об
эйдетике. Он предложил различать два биотипа: B-тип, характеризующийся яркими, живыми образами
памяти и их произвольным контролем, и T-тип, отличающийся слабостью произвольного контроля и
связываемый с недостаточной функцией околощитовидной железы.
Икеда Хироши / Ikeda, Hiroshi (p. 1932). Икеда считает самым существенным в
психологическом исследовании сбор научных данных и проведение измерений, а поскольку японская
психология нуждалась в более систематических подходах, он посвятил себя продвижению строго
научных концепций исследования.
Иритани Тошио / Iritani, Toshio (p. 1932). Иритани положил начало новой области
психолингвистики. В своей книге New social psychology («Новая социальная психология») он предлагает
широкое, интегративное объединение социально-психологических феноменов в сферах политики,
экономики, народонаселения, географии и истории.
Итард Жан Мари-Гаспар / Itard, Jean Marie-Gaspard (1775 1838). Итард был пионером в
области изучения умственной недостаточности, предприняв попытку обучить Виктора, так называемого
«дикого мальчика из Аверона». Хотя его усилия вернуть Виктора в мир людей не привели к сколько-
нибудь существенному успеху, он разработал методы, которые оказались полезными при обучении лиц
с задержкой развития.
Йела Мариано / Yela, Mariano (p. 1921). В широкой теоретической перспективе Йелы
психология видится как мультипарадигматическая наука, сосредоточенная на изучении поведения и
учитывающая биологическое и/или биографическое значение физической активности.
Йеркс Роберт Мирнс / Yerkes, Robert Mearns (1876-1956). Йеркс изобрел экспериментальный
лабиринт для изучения научения и эволюционного развития интеллекта животных. Опираясь на
результаты своих экспериментов, он сформулировал закон ЙерксаДодсона.
Каган Джером / Kagan, Jerome (p. 1929). Каган исследовал различные аспекты развития детей,
включая динамику когнитивных стилей, называемых рефлексивностью и импульсивностью, и развитие
памяти, самосознания и морального чувства в первые два года жизни.
Камийя Джо /
Kamiya, Joe (p. 1925). Исследования Камийи посвящены психофизиологии
обычного и расширенного сознания, измененным состояниям сознания и трансперсональному
сознанию.
Кант Иммануил /
Kant, Immanuel (17241804). Кант отвергал представление о разуме как
психической субстанции. С точки зрения Канта, умственные процессы не могут быть измерены, ибо
они обладают только протяженностью во времени, но не в пространстве. Таким образом, психология в
принципе не может быть экспериментальной наукой.
Кантор Джейкоб /
Kantor, Jacob R. (1888-1984). Кантор предложил оригинальную систему
психологии, названную интербихевиоризмом. Ее объединяет с бихевиористской традицией отказ от
категории разума или психической активности в пользу объективного подхода.
Катанья Чарлз /
Catania, Charles (p. 1936). Как специалист по поведенческой фармакологии,
Катанья написал ряд работ по экспериментальному анализу поведения, посвященных таким темам, как
научение, режимы подкрепления и вербальное поведение.
Катона Джордж / Katona, George (19011981). Катона внес существенный вклад в социальные
науки своими исследованиями ожиданий и поведения потребителя, представленными в таких его
работах, как «Стремления и богатство» (Aspirations and affluence), «Новая экономическая эра» (A
new
economic era) и «Очерки по поведенческой экономике» (Essays on behavioral economics).
Кац Дэвид / Katz, David (18841953). Кац обнаружил, что один и тот же цвет может выглядеть
для наблюдателя в зависимости от условий восприятия по-разному: как цвет поверхности или
цвет пленки (апертурный цвет), либо как объемный цвет, блестящий цвет, прозрачный цвет или
светящийся цвет. Полученные им данные продемонстрировали влияние полного зрительного поля на
|