способность к состраданию. Такие конфликтующие ожидания создают источник стресса для мужчин.
Соц. изменения вносят двойственность и неопределенность в соц. роли, особенно в гендерные
роли. Кризис маскулинности существует вследствие неспособности мужчин к переопределению
маскулинности в терминах, приемлемых как для мужчин, так и для женщин. Мужчины чувствуют
угрозу со стороны изменения норм сексуальности и считают такое изменение неадекватным. Однако
эти изменения не обязательно порождают стресс. Напр., такие организации, как Национальная
организация мужчин против сексизма (National Organization for Men Against Sexism), свидетельствуют о
положительной реакции на феминистское движение и признании необходимости перемен.
См. также Кросс-культурная психология, Культурный детерминизм, Развитие на протяжении
жизни, Половые роли, Социальное равенство, Социальное влияние, Последствия стресса
С. Р. Соннад
Генерализация раздражителя (stimulus generalization)
Как следует из самого названия, Г. р. относится к способности реакции, предварительно
выработанной на специфический раздражитель, вызываться впоследствии др., сходными с ним
раздражителями. И. П. Павлов впервые продемонстрировал этот феномен в лабораторных
экспериментах с собаками. После предъявления собаке серии сочетаний между раздражителем и
реакцией, напр. звуковым сигналом и пищевым подкреплением, ей предъявлялся раздражитель
сходного характера, однако неск. отличавшийся от первоначального звука, без последующего
подкрепления. Эта процедура привела к установлению ныне хорошо известного градиента
генерализации возбуждающего раздражителя (excitatory gradient of generalization), согласно к-рому
интенсивность реакции животного на проверочный раздражитель прямо пропорциональна его сходству
с обучающим раздражителем.
Павлов придавал большое значение Г. р. Он считал ее одним из решающих условий выживания.
Распространение реакции на отличающиеся от исходного раздражители позволяет животным
компенсировать нестабильность среды обитания. Этот ранний акцент на адаптивной ценности Г. р.
привел последующих теоретиков к ее трактовке как базисного и несводимого к другим процесса
научения. Однако впоследствии др. психологи выразили сомнение в правильности такого взгляда на
генерализацию. По их мнению, генерализация является артефактом процесса дифференцировки или,
иначе, дискриминации.
Теория научения дискриминации Спенса (Spence's theory discrimination learning)
наиболее
известная ил. этого первого подхода. Она осн. на идее, что возбуждение (тенденция реагировать)
развивается на раздражитель, сочетаемый с подкреплением, и что это возбуждение распространяется на
сходные раздражители.
Лешли и Уэйд предложили диаметрально противоположную подходу Халла Спенса т. зр. на
генерализацию. Лешли и Уэйд утверждают, что раздражитель приобретает контроль над реакцией лишь
в том случае, если этот раздражитель контрастирует с др. раздражителем. Чаще всего перед проверкой
на генерализацию животные испытывают воздействие одного обучающего раздражителя. Поскольку
этот обучающий раздражитель репрезентирует лишь одно значение на существующем континууме
раздражителей, животное не обнаруживает различий между обучающим и проверяющим
раздражителем. Неудача в дискриминации между ними приводит к возникновению градиента
генерализации.
Несмотря на существование многочисленных свидетельств, противоречащих гипотезе неудачи в
дискриминации, предпринимаются попытки согласовать эти две интерпретации.
Недавно появилось когнитивное объяснение Г. р., конкурирующее с этими более ранними
интерпретациями. Этот подход рассматривает Г. р. как частный случай классиф. стимулов. Организм
классифицирует незначительно отличающиеся друг от друга события как эквивалентные и реагирует на
них исходя не из их специфичности, а из их принадлежности к определенному классу.
См. также Классическое обусловливание
Э. Рикерт
Генетика поведения (behavioral genetics)
Г. п. есть не что иное, как приложение генетических принципов и законов к изучению
поведенческих переменных. Интеллект, личность и психол. аномалии составляют три осн. области
|