Дисперсионный анализ близнецовых данных позволяет нам раздельно оценить эти его
компоненты.
Ненадежность оценки дисперсии (равную единице минус коэффициент надежности) можно
скорректировать простым вычитанием ее из V(SE), а затем заново пересчитать общую дисперсию и
выразить V(G) в виде доли от этой дисперсии.
В дополнение к близнецовому методу в сфере изучения интеллекта, личности, аттитюдов и
анормального поведения использовалось множество др. подходов, в числе которых изучение
разлученных МЗ близнецов, сравнение усыновленных детей с их приемными и биолог. родителями,
изучение генетической регресии «родители
потомство», корреляций между родственниками и т. д.
Главные результаты, полученные в этих областях, к сожалению, невозможно даже кратко рассмотреть в
рамках этой статьи. Однако есть все основания утверждать, что генетические факторы оказывают
мощное влияние на челов. способности, личность, темперамент, соц. установки и анормальное
поведение в целом. Разработанные нами методы и эксперим. планы постоянно совершенствуются, а
допустимый предел ошибки статистических оценок становится все более строгим. Г. п. очень
мощный инструмент для исслед. челов. поведения; вызывает сожаление лишь то, что не расширяется ее
преподавание студентам, изучающим психологию.
См. также Наследуемость, Закон регрессии потомков, Генетическая доминантность и
рецессивность
Г. Ю. Айзенк
Генетическая приспособленность (genetic fitness)
Существуют убедительные факты, свидетельствующие о том, что поведенческие паттерны
эволюционируют точно так же, как др. признаки животных. Для того чтобы происходила эволюция
поведения, генетика каким-то образом должна оказывать на него влияние; эволюция не могла бы
происходить, если бы поведение не было в определенной степени отражением генотипа. (Здесь, однако,
следует подчеркнуть тот факт, что из этого отнюдь не следует, что гены «определяют» поведение, что
окружающая среда оказывает лишь незначительное воздействие или что подобное поведение
неизменно.) Главной движущей силой эволюционных изменений является естественный отбор. Суть
естественного отбора составляет понятие Г. п. Т. о., Г. п. имеет принципиальное значение для
понимания эволюции поведения и того, каким образом поведение влияет на последующие
эволюционные изменения. Хотя необходимо уточнить нек-рые аспекты этого первого определения, Г.
п. можно рассматривать как относительный вклад аллели, вносимый различными индивидами в
генофонд будущих поколений. Обычно последствия исследуют только с т. зр. следующего поколения;
тем не менее долгосрочные последствия, проявляющиеся на протяжении мн. поколений, представляют
особый интерес и заслуживают пристального внимания. Необходимо отметить, что включение понятия
приспособленности в это определение в какой-то степени тавтология. Животное, производящее на
свет более многочисленное, жизнеспособное и плодовитое потомство по сравнению с др. особями,
является по определению более приспособленным. Г. п. не имеет ничего общего с физ.
«пригодностью», навыками или желательностью, указывая только на относительное количество
оставленных индивидом жизнеспособных, плодовитых потомков. Тавтологии можно избежать, показав,
какие факторы влияют на приспособленность.
Уровень отбора
Мн. из написанного за последние десятилетия было посвящено вопросу уровня, на к-ром
действует естественный отбор, и, следовательно, тому, на каком уровне можно применять понятие
приспособленности. Существует общее убеждение, что животные размножаются ради «сохранения
вида». Поведение часто рассматривают как фактор, служащий скорее благу группы или вида, а не
выгоде индивида или особи. Уинн-Эдвардс, напр., изложил детально разработанную теорию, осн. на
представлении о том, что животные регулируют размеры своей популяции для блага этой группы,
поэтому не производят потомства больше, чем может выдержать среда обитания.
Идея о том, что естественный отбор часто действует на уровне группы, была в целом
опровергнута. Возможно, гораздо полезнее исследовать отбор на уровне гена, чем на уровне популяции
или вида. Это приводит нас к идее об «эгоистичном гене». Однако понятие приспособленности, в
общем, применимо на уровне индивида или, точнее, его генотипа. Первая проблема с предположением
о том, что отбор работает на уровне группы, касается относительной скорости проявления эффекта.
Мат. модели демонстрируют, что популяции должны были бы образовываться и вымирать с
|