присущих Г. п.: 1) снабжение информацией в форме инструкций либо советов психотерапевтов или
членов группы; 2) вселение надежды, что особенно характерно для Г. п., поскольку каждый член
группы может видеть терапевтический прогресс, достигаемый любым др. ее членом; 3)
универсальность, или открытие каждым членом группы того, что др. ее члены имеют аналогичные
чувства или проблемы; 4) альтруизм, или чувство собственной полезности либо нужности др. членам
группы; 5) корректирующая рекапитуляция первичной семейной группы, или опыт терапевтического
взаимодействия в группе, структура к-рой имеет определенное сходство с семейной; 6) развитие
социализирующих приемов, или улучшение навыков межличностного общения через взаимодействие с
членами группы и получение обратной связи; 7) подражательное поведение, или возможность для
членов группы наблюдать и копировать различные модели адекватного поведения др. ее членов; 8)
межличностное обучение, или возможность отработки различных паттернов поведения во
взаимодействии с др.; 9) групп. сплоченность, или солидарность и привлекательность группы для ее
членов; 10) катарсис, или выяснение и обсуждение чувств с др. в безопасной обстановке.
Несмотря на свои преимущества, Г. п. имеет и ограничения. Во-первых, нек-рые члены группы
могут отказываться затрагивать интимные эмоциональные проблемы. Раскрытие проблем сопряжено с
риском получения обратной связи, к-рая усугубит проблемную ситуацию, особенно если обсуждаемые
вопросы содержат соц. порицаемые компоненты. Во-вторых, процесс групп. взаимодействия может
занять столько времени, что сугубо личные проблемы отдельных членов группы останутся
нерешенными, и это осложнит роль терапевта. Наконец, поведение и нравы, характерные для
обстановки Г. п., могут не соответствовать обстановке реальной жизни, поэтому нек-рые члены группы
будут испытывать затруднения, реализуя в повседневной жизни полученные в группе навыки. Все еще
нет единого мнения по поводу того, какие проблемы лучше решать в группе, а какие в процессе
индивидуальной терапии.
Терапевтические группы различаются между собой по целям, составу и используемым
методикам. Одни группы имеют определенные цели, темы или задачи (напр., группы, цель к-рых
обучение к.-л. навыкам или решение определенного типа проблем); др. менее структурированы и не
имеют фиксированной тематики.
Нек-рые терапевтические группы составлены из лиц определенного типа. Др., напротив, более
разнородны и ориентированы на широкий спектр проблем, требующих терапевтического решения.
Большинство групп все же в той или иной степени однородны. Г. п. может быть ограниченной или
неограниченной во времени; группа может быть открытой или закрытой для приема новых членов во
время продолжающейся терапии; возможны и др. различия. Наибольшие различия между группами
касаются используемых техник психотер. Нек-рые групп. психотерапевты работают с одним членом
группы в течение какого-то времени, а др. стремятся активизировать взаимодействие между всеми
членами группы.
Психоаналитическая модель одна из первых использованных в группе моделей
индивидуальной психотер. Др. ранней групп. техникой была психодрама Морено терапевтический
подход, при к-ром члены группы составляют импровизированные диалоги на проблемные темы, чтобы
глубже осознать суть проблемы. Поведенческие подходы тж были реализованы в Г. п. Для научения
успешному поведению и устранению дисфункциональных поведенческих факторов обстановка группы
предоставляет больше возможностей, чем может предоставить психотерапевт в рамках индивидуальной
модели.
Гештальт-терапия и транзактный анализ получили чрезвычайную популярность в Г. п. Фриц
Перлз использовал свой подход к группам, обычно работая лишь с одним пациентом в течение
определенного времени. Групп. гештальт-терапевты стремятся интегрировать все аспекты индивидуума
в единое целое. Эта интеграция дает наблюдающим членам группы возможность обучаться,
идентифицируя конфликты др. членов с собственными. Берн считал, что групп. подход является самым
эффективным способом использования транзактного анализа, поскольку он позволяет исследовать
транзакции в момент их появления в межличностном контексте.
Создание Т-групп (тренинговых групп) имело целью изучение влияния групп. опыта на
отдельных членов и обучение этому влиянию. Аронсон считал главными целями Т-групп развитие
готовности к исслед. собственного поведения, повышение соц. компетентности и честности в
межличностных отношениях, обучение сотрудничеству и логическому, рациональному разрешению
конфликтов. Группы встреч и тренинга чувствительности подобны подходам, менее
структурированным и акцентированным на повышении самосознания и личностном росте. Роджерс
применил свой клиент-центрированный подход в контексте групп встреч. Нек-рые представители
|